Рефераты
|
Имперский город: Константинополь в 6 веке нашей эры
Реферат по истории ученика 7 класса школы "Взмах" Павловского Олега. Содержание: Введение Основание Константинополя Стратегическое значение Оборонительные сооружения Центр города Обеспечение повседневной жизни Городское население Константинополь- научный центр Юстиниан и его правление Заключение "Не свемы(не знаем), на небе ли есмы были, ли на земли: несть бо на земли такого вида, ни красоты такоя..." Легенда ли это, или действительно настолько сильным был восторг, пережитый во время православного богослужения в храме св. Софии, но тем, кто посетил Константинопль, удалось передать свои ощущения правителю древнерусского государства(князю Владимиру Святославичу). А это был воистину удивительный город с многовековой историей, с поражающими своей красотой архитектурными памятниками(многие из которых до сих пор украшают современный Стамбул). Это был город в котром трудились известные всему миру архитекторы, художники и ювелиры. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. А начиналось это всё так... Основание Константинополя. Берега пролива Босфора оказались идеальным местом для создания поселения. Здесь было всё, что нужно для жизни: прекрасные условия для занятия земледелием и рыболовством, удобная, естественная гавань для тороговых судов. В эпоху великой греческой колонизации(VIII-VI вв. до .н.э.) там появились первые переселенцы. Однако возникновение настоящего города историческая традиция относит к началу 60-х гг. VII в. до н.э. Как гласит легенда названием своим этот город был обязан человеку по имени Визант(он был участником плавания за золотым руном на корабле "Арго"). Город назвали Византием. Исторические источники сообщают, что впервые Византий был разрушен до основания в период греко-персидских воин(VI-V в. до н.э.). Позже город стал яблоком раздором между Афинами и Спартой. В плоть до начала IV в. н.э. Византий переживал период упадка. Как гласит леганда, боги указали когда-то греческим переселенцам воистину одно из чудеснейших мест на земле. Построенный на этом месте город, как Феникс из пепла, возрождался вновь и вновь. Его новое явление миру связано с именем императора Константина, который смог по достоинству оценить исключительно удачное расположение города и решил перенести сюда столицу Римской империи. Предание рассказывает о том, что границы будущего города были начертаны прямо на земле копьём Константина. По размерам территория нового поселения во много раз должна была превосходить прежнюю. Церемония открытия новой столицы состоялась в 330 г., возведена и обустроена она была небывало высокими темпами-за шесть лет. На берегах Босфора собрали лучших мастеров империи: архитекторов, строителей, скульпторов, художников. Всячески поощрялся переезд в новый город торгового и ремесленного населения из других районов Римской империи. В буквальном смысле насильно из Рима переселялись имперские сановники с семьями и многочисленной челюдью. В добавление к налоговым и другим льготам, которые получали решившиеся обосноваться на новом месте купцы, ремесленники и другие полезные для будущего развития граждане, было установлено правило: каждому, построившему себе в городе дом, следует бесплатно выдавать хлеб, масло, вино.Во многом благодаря тому, что власти несколько десятков лет подряд выполняли своё обязательство, население прирастало чрезвычайно быстро и к концу IV в. достигло 100 тыс. человек. Сначала город был наименован "Новым Римом", однако это название не прижилось. В историю он вошёл, увековечив имя своего создателя, императора Константина Великого, и до середины XV в. назывался Константинополем(рис. 1). Стратегическое значение. Главным обстоятельством, на многие века вперёд предопределившим значимость города на Босфоре, независимо от того, кому он принадлежал и центром какого государства являлся, было его уникальное географическое положение. Однако, находясь на стыке двух континентов, Европы и Азии, в стратегически важном месте(не потерявшем, своего значения до наших дней), на перекрёстке мировых торговых путей, он одинаково был обречён и на процветание, и на разорение, и даже разрушение которые несли ему бесчисленные захватчики. Торговые пути были: сухопутные-из Европы в Азию и морские-из Средиземного моря в Чёрное. Обилие удобных морских гаваней благоприятствовало мореплаванию в Византии. Византийские купцы богатели на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Их хорошо знали и в Западной Европе куда они привозили дорогие восточные товары. Оборонительные сооружения. Большое внимание уделялось возведению оборонительных сооружений. Ещё при Константине Великом были сооружены каменные стены. После того как они пострадали во время землетрясения, их пришлось укреплять и помимо них соорудить более мощные новые. Построенные во времена правления императора Феодосия II(первая половина V в.), они пересекали весь Босфорский мыс и тянулись на 5,5 км(рис. 2). Феодосиевы стены были построены в три ряда. Первый ряд, высотой 5 м, был защищён глубоким рвом(20 м в ширину и до 10 м в глубину). Второй ряд(до 3 м в ширину и 10 м в высоту) имел несколько 15-метровых оборонительных башен. Последний ряд стен(толщеной около 7 м) располагался в 25-30 метрах от второго ряда, его башни имели высоту от 20 до 40 м. Конструкция укреплений практически исключала возможность подвести под них подкоп, так как основание стен находилось ниже уровня земли на 10-12 м. Морские стены города имели один ряд и также были снабжены башнями. Общая протяжённость всех стен Константинополя составляла 16 км. В стенах было устроено несколько ворот, некоторые служили военным целям, а некоторые использовались в мирный период, а во время войны замуровывались. К воротам которыми горожане пользовались в мирное время, через ров вели деревянные мосты. В случае опасности они немедленно сжигались. Главными воротами Феодосиевых стен были Золотые ворота, сделанные в виде триумфальной арки с тремя пролётами(рис. 3). Остатки прежних стен и башен сохранились в нескольких местах. Во время штурма Константинополя османами крепость была разрушена, но в последствии турки отстроили её заново. Центр города. Столица на Босфоре ничем не должна была уступать городу на Тибре. Ещё при жизни её основателя было сооружено 30 великолепных дворцов и храмов, около 4 тысяч домов для римской знати, цирк, два театра, более 150 бань, примерно столько же хлебопекарен, восемь акведуков и ипподром, Последний занимал важное место в жизни горожан и служил не только для состязания конных колесниц и организации других популярных зрелищ, но и как площадь для собраний-форум(ри. 4, рис. 5). Знаменитый ипподром, возведённый при Константине Великом, находился там, где в настоящие время стоит мечеть султана Ахмеда и на прилегающей к ней территории(рис. 6). Длина ипподрома составляет 370 метров, ширина 118 метров. Одновременно за зрелищем могли следить 100 тысяч собравшихся. Арену окружали 40 тысяч рядов скамей, поддерживаемых арками. Проходы на ярусы и галереи были украшены статуями. Ещё при жизни оснавателя в Константинополь начали свозить многие замечательные произведения искусства из разных уголков империи. Так, на площади ипподрома появилась бронзовая витая колонна из Дельф, которая когда-то служила подножием знаменитого золотого триножника в храме Аполлона. Когда-то колонна была преподнесена храму в дар от 31 греческого народа. Греки благодарили своих богов за то, что с их помощью смогли разгромить персидское войско. Восьмиметровая колонна представляла собой три переплетённых змеиных тела. Головы змей на высоте 6,5 метров образовывали капитель. Колонна стоит в углублении. Её основание находится более чем на 2 метра ниже поверхности земли(рис. 7). Из Египта был приезён гранитный обелиск, относящийся ко времени правления фараона Тутмоса III(1525-1473 гг. до н.э.). Обелиск представляет собой монолит из порфира выстой около 18,5 м, поставленный на 4 бронзовых куба, которые расположены по углам пьедестала. На каждой грани пьедестала-барельефы, представляющие сцены из жизни императора Феодосия. Высота колонны вместе с основанием-25м. Обелиск привезли из Египта по морю и доставили на место, где он стоит сейчас, по проложенной для этого случая дороге. С помощью специально сконструированных лесов обелиск был поставлен вертикально. На это потребовалось 32 дня. На каждой грани обелиска начертаны надписи Египетскими иероглифами. Великолепная колонна римского храма Аполлона стал опостаментом для бронзового изображения Константина. В Константинополь она была привезена из Рима. Колонна составлена из восьми гранитных глыб в форме барабанов. Швы между ними были скрыты под опоясывавшими колонну бронзовыми лавровами венками. На вершине находилась статуя Аполлона. Император Константин приказал поместить вместо статуи бога собственное изображение. На террасе, располагавшейся посреди арены ипподрома статуя Геракла работы одного из знаменитейших скульпторов IV в. до н.э., Лиссипа. Там же находились четыре покрытых позолотой бронзовых коня его работы. Византийские императоры постоянно украшали свою столицу. Ко времени правления Юстиниана I (527-565гг.) относятся сооружения храма св. Софии(рис. 8), который, по мысли императора, должен был превзойти великолепием иерусалимский. История создания храма, как и каждое событие, происходящие на этой земле, было окружено многочисленными легендами. Но любой вымысел меркнет перед вполне реальными сведениями о том, сколько средств и драгоценных материалов пошло на сооружение этой христианской святыни. Работы длились 5 лет, 11 месяцев и 10 дней и поглотили почти все доходы государства за это время. Сам храм был сложен из кирпича, но для его внутренней отделки использовался дорогой поделочный камень(рис. 9). Восемь колонн из красного порфира были доставлены из храма Артемиды в Эфесе. Со всех концов империи в столицу везли мрамор самых изысканных цветов: белоснежный, розовый, нежно-зелёный, бело-красный. Стены, выложенные этим холодным камнем, благодаря искусству старых мастеров, выглядели так, словно были покрыты дорогими коврами. Дошедшие до нас свидетельства очевидцев позволяют заключить, что пышность убранства и используемой для богослужения священной утвари была воистину сказочной и поражала обилием золота, слоновой кости, редких пород дерева, драгоценных камней, жемчуга и дорогих тканей. Византийские зодчие огромное значение придавали внутреннему убранству храма и до совершенства развили унаследованное от античного мира искусство мозаики. В отличие от античных мастеров, использовавших кубики, выточенные из природных материалов, византийцы начали применять наряду с ними смальты-стеклянные сплавы разных цветов. При изготовлении тонированного стекла удовалось добиваться необычных оттенков, в частности, исключительный эфект создавали смальты с тончайшей золотой прокладкой. Второе достижение византийских мастеров заключалось в умелом использовании освещения храмов. Кубики смальты и камешки разной формы и величины закреплялись на специальной основе под разным наклоном. Поэтому лучи света, проникавшие в храм через окна, а также отблески зажжённых свечей многократно отражались в стекле и заставляли краски в буквальном смысле слова сиять. Изображения получались живыми, парящими в пространстве. Золотистая смальта, которая использовалась для создания фона мозаичных изображений, создавала иллюзию сверхъестественного мира, из которого перед зрителем появлялись фигуры святых. Главное украшение собора-купол по форме, близкой к кругу(диаметр 32м, высота 55м). Сложен из кирпича и камня и украшен мраморными скульптурами и мозаикой(впоследствии побелён). Он как бы "парит" в воздухе. Эффект "парения" создаёт подкупольноё пространство(длина 68м), состоящая из 40 арок с окнами. В течение тысячи лет собор является самым крупным культовым сооружением всего христианского мира. Не меньшее внимание римские императоры уделяли строительству портовых сооружений, гаваней, верфей, так как одной из основных целей было возрождение деловой активности города, господствующего над проливами и находящегося на пересечении сухопутных торговых путей Обеспечение повседневной жизни. Византийские правители заботились о сооружении водопроводов и хранилищ питьевой воды, столь необходимых огромному городу. При императорах Валенте и Юстиниане было соруженно несколько подземных водохранилищ и акведуков. Для того чтобы в них могла поступать вода, в горах были специально созданы озёра. Двухъярусный арочный водопровод Валента возвышался над домами и улицами и тянулся из одного конца города до другого. В годы царствования Юстиниана был построен акведук, по которому из реки Кидарис в город доставлялась вода. Так же были сооруженны подземные водохранилища, так называемые цистерны. Построенная при императоре Юстиниане цистерна Базилики представляла собой инженерное сооружение, обладающее архитектурными достойнствами. Сводчатый потолок поддерживали 336 колонн высотой 15,5 м. Вершины колонн были украшенны капителями, что предавало сооружению вид дворцовой залы. Городское население. Говоря про город нельзя не вспомнить о тех людях которые жили в Константинополе(в VI веке н.э.). На службу в Константинополь съезжались грузины, аланы, викинги, повсюду происходило общение с западноевропейцами. Все жители Константинополя говорили, пели, гадали, танцевали, стряпали и одевались по своему. Несмотря на своё культурное высокомерие, греки считали, что смешение разных кровей благотворно для человеческого рода. Даже главный герой византийского эпоса, богатырь Дигенис Акрит, был на половину арабом. В Константинополе мирно сосуществовали греческие и чужеземные монастыри: грузинский, болгарский, русский, сербский, румынский, италийский. В одном житии есть такая притча: как-то в греческой церкви грузины запели на родном языке, а священик их прогнал; во сне ему явилась Богородица и сказала, что все языки ей дороги одинаково. Константинополь-научный центр. В 425 году в Константинополе была создана христианская высшая школа(Auditorium), в литературе иногда именуемая константинопольским университетом, а в 6 в.-ещё одна школа при константинопольском патриархе. В руках церкви все науки превратились в отросли богословия. Наряду с философией наиболее ярко это проявилось в области естественных наук. В середине VI века монахом Косьмой Индикопловом(Индикоплевстом т.е. плавателем в Индию) была написана "Христианская топография". Считая систему Птолимея неправильной и противоречащей Библии, Косьма представляет форму земли в виде плоского четырёхугольника, окружённого океаном и покрытого небесным сводом, на котором помещается "рай". Сочинение это было распространенно в средние века не только в Византии, но и на Западе, а также в Древней Руси и тормозило прогресс науки. В Византии господствовала алхимия с её мистическими комментариями древних рукописей, с поисками "философского камня", с помощью которого можно было превращать металлы в золото, излечивать болезни, возвращать молодость. Правда, наряду с этим некоторое развитие получило химическое ремесло, в особенности изготовление красок для крашения тканей и для живописи, а так же изготовление керамических изделии, мозаик(рис. 11), эмалей. Из медиков только Александр Тралльский пытался отстаивать достижения античной науки. Важнейший его труд-терапия внутренних болезней. Его работы были переведены на латинский, сирийский, арабский и еврейские языки. В VI веке были известны исследователи-математики, строители Софийского собора Исидор, Мелетский и Анфимий Тралльский(автор сочинения "Об удивительных механизмах", в котором даётся объяснение оптических свойств зажигательных зеркал). Глубокий кризис культуры рабовладельческого общества, острая классовая борьба отраженных в трудах историков VI века Петра Патрикия, Агафия Миринейского, Менандра Протиктора, Прокопия Кесарийского -представителя оппозиционных групп знати, оставившего ряд сочинений, важных для характеристики внутреннего и внешнего положения при Юстиниане. Юстиниан и его правление. Империя расширила свой границы в годы правления Юстиниана(рис. 12). Умный, энергичный, хорошо образованный, Юстиниан умело подбирал и направлял своих помошников. С одной стороны он был доступный и обходительный, с другой стороны-беспощадный и коварный тиран. Основным правилом Юстиниана было: "единое государство, единый закон, единая религия"(рис. 13). Император, желая заручиться поддержкой церкви, жаловал ей земли и ценные подарки, строил много храмов и монастырей, начались невиданные гонения на язычников. Чтобы ввести единые для всей империи законы, император создал комиссию из выдающихся юристов. В короткий срок она собрала и издала законы римских императоров(кодекс Юстиниана). Его изучали юристы в средние века и новое время. В 532 году во время обострения классовой борьбы Юстинианом было подавлено восстание городских масс "Ника"(перевод "Побеждай"). Правительственные войска предательски окружили восставших в цирке, где затем была учинена страшная резня, во время которой погибло около 35 тысяч человек. В течение всего своего царствования Юстиниан вёл кровопролитные и крайне неудачные для Византии войны. Заключение. Византии давно не существует. Сегодня не всякий с ходу ответит, где находилось это государство, кто в нём жил. Правда, довольно часто говорят о "византийской" пышности и церемонности, о "византийских" интригах, подхалимстве и бюрократии. Всё это в Византии было, но было и многое другое. Следы византийского влияния до сих пор сохранились на огромном пространстве-от Великого Новгорода до Эфиопии, от Каспия до Гибралтара. Теперь на территории, некогда принадлежавшей Византии, располагаются 26 государств. Особую роль сыграла эта древняя цивилизация в истории нашей культуры. Византия познакомила Русь со множеством предметов, о которых наши предки прежде не знали, и в русском языке появились новые слова(из культурной сферы это, например, алфавит, бумага, грамота, тетрадь, из кулинарии-кулич, оладьи, сахар, уксус. А ещё названия растений: огурец, свекла, черешня; названия животных-буйвол, кот, скумбрия.). Главными сферами, где влияние Византии на Русь было всеобъемлющим, по праву считаются государство и Церковь. Царь и тиран, корона и каторга, Библия и Евангелие, патриарх и монастырь, икона и скипетр-все эти слова позаимствованы у византийцев. Но, пожалуй, не меньшую роль сыграло общение двух народов на бытовом, повседневном уровне(отсюда баня, известь, канат, камин, корабль, кровать, кукла, лохань, нефть, плинтус, палата, скамья, торомоз, фонарь, хрусталь и многое другое.). Рассказывая о Константинополе, неизбежно рискуешь быть уличённым в повторение общих мест или излишней восторженности. И тем не менее нельзя не упомянуть о том, что это единственный в мире город, расположеный сразу в двух частях света,-в Европе и в Азии. Это город, который четыре раза в своей двухтысячелетней истории был столицей империй: Римской, Византийской, Латинской псевдоимперией крестоносцев и Османской. Это город, который много раз менял своё имя: Византий, Новый Рим, Константинополь(или Царьград в русских летописях) и, наконец, Стамбул. Это город, который всегда возрождался обновлённым, ни на какой другой не похожим и неизменно прекрасным. В этом реферате я хотел рассказать вам всё об этой удивительной стране, европейской и в то же время азиатской, победоносной и всё-таки не воинственной, циничной и в месте с тем на редкость простодушной. Империи, которая просуществовала невероятно долго: 1123 года и 18 дней. Надеюсь для вас как и для меня Константинополь открылся по новому, и поразил своей необычайностью и привлекательностью. |
||
2002, www.vzmakh.ru
|