Представление классов в 2014 году было назначено необычно рано – на 30 сентября. И дети и взрослые взволновались: как мы успеем подготовиться? Едва отгремело открытие школы, едва прошли интенсивы, осталось чуть меньше двух недель – и вот уже классы должны показать себя. А это задел на весь год, переэкзаменовки не будет!
Оказалось, что мы умеем готовиться и в условиях цейтнота. Иногда игра в цейтноте выходит даже лучше, чем в спокойных условиях: улетучивается закрепощенность, просыпается скрытое вдохновение, открывается второе дыхание.
Одним словом, справились. Получилось даже лучше, чем обычно.
Во-первых, впервые за несколько лет представление классов оказалось незатянутым. Как будто каждому классу был предложен регламент, который неукоснительно соблюдался. Таким же чувством регламента был проникнут и преподавательский конферанс. Полагаю, это чувство регламента следует сохранить и на будущее. Самый хороший спектакль можно испортить, если затянуть или просто сбить темп.
Во-вторых, классы обошлись без заготовок, переделок и множества репетиций. Поэтому показанные инсценировки оказались свежими и с актерской стороны совсем не заигранными.
Победителями гонки, с моей индивидуальной точки зрения, оказались 9 и 11 классы. Причем победили они совершенно по-разному.
9 класс известен своей театральной культурностью и эмоциональностью. Два года назад, в 7-м, эти ребята показали очень яркое для новичков и совсем не традиционное представление на японскую тему. В прошлом году сделали удачные инсценировки сказок Андерсена, в которых запомнился целый ряд актерских работ. В этом году они сделали следующий шаг. Они показали коллективный театр, без солистов и премьеров, настоящую ансамблевую постановку. Темой стала «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Все девятиклассники были чайками в черном трико. Все по очереди превращались в Ливингстона, а те, кто не превращался, все равно задумывался о том, как перерасти свою чаечность. Большие части текста удачно читали Наташа Тычинская, Женя Курников, Влад Подкохо, но не выходя за пределы общей стаевой ансамблевости. Ребята хорошо держали темп и горели чувствами своих птиц, температура на сцене была высокой, энергия выплескивалась в зал, а это, по большому счету, и есть настоящий театр.
11 класс, напротив, в последние годы всегда задавая высокую планку выступлений, не всегда в ходе спектакля до нее дотягивался. Эмоциональность в этом классе всегда бьет через край, но не каждый раз ей удавалось подобрать хорошую сценическую оправу. В прошлом году, например, ребята задумали философскую композицию на хореографической основе на тему поиска смысла жизни, но справились не до конца.
В этом году у них впервые получилось по-настоящему: не добавить – не убавить. Они инсценировали «Палату №:6». Ну что может быть заезженнее, скучнее и дидактичнее? Однако в том, как это сделал 11 класс, была такая свежесть и непосредственность, что зрители следили за хорошо известным сюжетом так, как будто впервые с ним столкнулись. С одной стороны, чеховская история была рассказана аутентично, в костюмах, соответствующих эпохе и с пониманием исторической мотивированности. С другой стороны, ребята не свели повесть к разговорам доктора Рагина с пациентом Громовым, а емко показали истории всех пациентов, посаженных в Палату. И наконец, в финале они вывели классику в жизнь, обратившись в зал и собираясь отправить в Палату каждого из нас.
Трудно выделить какого-то одного актера в этой работе, и это, в данном случае, очень хорошо: постановка была настолько ансамблевой, что, даже не очень театрально одаренные ребята (ну не всем же быть театрально одаренными!) оказались на высоте. А это и есть высшее педагогическое достижение представления.
Остальные, прошу прощения, были не так хороши. В большинстве случаев дело в выборе произведения. Банальный текст о мальчиковой дружбе (который ставил 8 класс) и не менее банальный текст о подростковой дружбе мальчика и девочки (10 класс), так и не выросшей в подлинную любовь (именно так, к слову сказать, и бывает в жизни в 95% случаев), может быть, и интересны ребятам, играющим в постановках, но совсем не интересны обобщенному взрослому зрителю.
При этом и тот и другой спектакль выявили новые актерские дарования. Например, Антон Телегин (хоть пару раз и забыл слова - но выкрутился) классно сыграл серьезного пионерского спортсмена и вообще "авторитетного" парня, но с пробуждающейся душой, способного понять другого, не такого, как он, человека. Пожалуй, Антон - главное открытие вечера. Ваня Смирнов хорошо сыграл неудовлетворенность и трагичность любви: ясно, что девушка его не любит, но он-то продолжает любить ее, и что с этим поделать?
Наконец, 7 класс прошел по довольно традиционному пути. Рефлексии на тему "Теперь мы в бизнесс-школе". Поскольку так делает почти каждый 7 класс, оригинальным в таком спектакле быть трудно. Впрочем, хорошо, что 7 класс занял этой темой не все свое выступление
Особой похвалы заслуживает выступление преподавателей. Есть такие сцены в знаменитых фильмах, снимаясь в которых артисты получают больше кайфа, чем все возможные зрители (например, сцены драк кота Базилио и лисы Алисы из фильма про Буратино. Или практически все диалоги и массовые сцены в "Человеке с бульвара Капуцинов"). Сдается мне, что в этом году преподаватели придумали такой конферанс, в котором все они получили массу удовольствия.
Наши преподаватели стали капризными и хулиганистыми детьми, плохими мальчиками и девочками, которых весь вечер строила (в колонну по два) Ирина Александровна Горец. Стихотворения, которые читали плохие дети, были под стать - среди авторов конферанса лидировали поэты из ОБЭРИУ Николай Олейников и Даниил Хармс. А самой плохой девочкой оказалась взмаховская выпускница и одновременно нынешний преподаватель НШ Катя Каменская, посвятившая выступление "Летят по небу шарики" успехам в выпускном классе своей младшей сестры Маши Каменской.
Итак, цейтнот всем пошел на пользу. Чем меньше сомневаешься, тем круче получается. Лучшее враг хорошего. И так далее. Есть предложение: использовать метод цейтнота и в дальнейших взмаховских выступлениях. Одним словом, играем на опережение. Пятилетку в три года.
Театральный критик Евгений Пономарев