Все началось с того, что Елене Юрьевне понадобился секретарь. Ничего, в общем-то, особенного – чтоб английский знал, чтоб писать и читать (по-английски, опять же) умел, чтобы с людьми разговаривал… Каково же было удивление Елены Юрьевны, когда она поняла, что найти такого человека – целая проблема. Ощущение такое, что секретарей в этом городе просто нет!
Не раз слышала от сотрудницы радио «Модерн» слова о том, что найти полноценного менеджера по рекламе практически невозможно. Сильно удивилась. «Ира, говорю, а чего это такое особенное вы ищите?» «Во-первых, начальные требования – больше 22 лет, высшее образование, опыт работы в рекламе, владение компьютером. Таких, вроде, миллион. А собеседования не проходит практически никто. Какие-то они никакие, работать не могут... Нужны энергичные, открытые (ну прям как на взмаховской рекламке), чтобы никаких а-а-а, э-э-э, звонют…». «Что, и такие бывают?» «В том-то и дело, что бывают, даже с высшим образованием»…
Да и многие знакомые, когда рассказывала им, что вот хочу написать о том, как трудно, оказывается, найти приличного сотрудника, понимающе кивали головами. Странно как-то получается – с одной стороны кричат: «нет работы», а с другой: «нет работников». Мы даже как-то заволновались: как там выпускники в такой ситуации? Приятно было в очередной раз убедиться, что у них все очень даже ничего: работают, в хороших местах работают, и студенты работают, даже без высшего образования работают. В хороших фирмах. Похоже, что с удовольствием. Некоторых личностей мы решили поспрашивать подробнее – думаем, что и новым выпускникам, которым все перипетии еще только предстоят, и уже взрослым, у кого поиски работы уже позади, будет интересно, как это происходило у других.
Аня Цветкова:
Аня с упорством настоящего бизнес-школьника решила не доверять свою судьбу биржам труда и страницам газет и занялась собственным трудоустройством самостоятельно. Ее решение было просто, как все гениальное . Аня просто взяла большой и толстый справочник, выписала все явно преуспевающие фирмы и разослала свое резюме. На большой успех она не сильно рассчитывала, что помогло ей не очень расстроиться, когда никакого успеха ее предприятие не принесло… И какого же было ее удивление, когда в ноябре, ровно через три месяца, ей позвонили из гранд-отеля Европа и предложили прийти на собеседование… А надо сказать, что опыт собеседований у Ани довольно большой. «Первое время, – говорит она, – все это выглядело достаточно наивно. Я с удовольствием рассказывала, как я училась в школе и как мы там работали… Мне улыбались, но всерьез явно не воспринимали. И на работу, соответственно, не брали. И еще моей большой ошибкой было то, что я сама не знала, чего же хочу. Зато горела энтузиазмом. Частенько происходил такой разговор: Я – ой, я так хочу у вас работать, это так здорово! Так интересно! А мне - да что вы, девушка, ничего интересного, сидите за компьютером, циферки набиваете… Наверное, вам что-нибудь другое нужно… После всех этих многочисленных походов я поняла, что нужно твердо знать, чего ты хочешь, чего ты можешь и как ты это будешь применять на практике». Так что, сами понимаете, Аня, как человек опытный, к интервью подготовилась. И начальница оказалась молодой и очень приятной. Девушки приятно побеседовали, похихикали (это на собеседовании-то!), осмотрели отель, и теперь Аня работает клерком в отделе закупок. Занимается (как написано в ее резюме) «общением с поставщиками, осуществлением заказов, оформлением счетов и работой с базой данных». В каком резюме? В том, которое она всегда возит с собой. Аня вовсе не собирается останавливаться на достигнутом.
Катя Самсонкина:
Сразу поразила меня тем, что удивленно спросила: устроиться на работу? Да это же так легко! Ну, это кому как… Самым незабываемым местом Катиной работы оказалась стройка, чуть больше забываемой – работа моделью. Но это все было довольно давно, в 15 лет. С тех пор Катя уже успела поработать менеджером, секретарем (несколько раз), агентом по недвижимости (и даже умудрилась что-то продать), курьером, а сейчас является оператором поисковой системы. В результате всех этих приключений Катя научилась очень быстро печатать и приобрела непоколебимую уверенность в том, что без работы она не останется. Когда я пыталась выяснить, как же ей удавалось получить все эти работы, ответ был один: повезло. Только один раз Катя свои заслуги таки признала. Когда она покорила старушку – начальницу, продумав до мелочей свои ответы на собеседовании, одежду и прическу (аккуратный хвостик). А устройство на последнюю работу и вовсе было названо «сказочной историей»: «Я нашла объявление в газете, что нужны операторы. Резюме нужно было отправить на английском. Я нагло отправила на русском. И мне позвонили. Собеседование: девушка, у нас работа такая-то и такая-то. Вас устраивает? Видно, им много людей нужно было, а я пришла одной из первых»…
Петя Еропкин:
Петька сразу начал давать советы: «Кем бы ты ни работал, стоит стремиться к большему. В какую крутую фирму ты бы ни попал, не забывай, что бывает еще круче. И еще, есть такая Силиконовая долина, рай для программистов, так вот там есть заповедь: если тебе полгода не повышают зарплату, подумай о смене работы. Она мне очень нравится». Своей работой Петя доволен: «Для студента – это, наверное максимум того, что можно желать. Здесь хорошо платят, сильно обучают. У меня нет знакомых моих лет, которые получали бы больше меня». А работает Петя в «Артифишел Лайф» программистом. Говорит, что фирма одна из самых крупных – одних только программистов более 200 человек (вы только представьте – 200 программистов в одном здании. Жуть). Одним из этой толпы компьютерщиков (надеюсь, что никого не оскорблю этим словом) Петя стал после прохождения собеседования… на английском языке (о чем, кстати, стало известно за три минуты до собеседования). «В последнее время я понял, что если собеседование проходит на русском, это значит, что ты не туда пришел и платить тебе будут странно». И так Петя не растерялся и на английском языке рассказал, кто он такой, где учится и чем занимался до сих пор – «Для них фуфло, конечно, но для студента прилично». И чем же ты их прельстил? «Тем, что четко обрисовал, что могу делать. Особенно никуда не лез и не говорил, что через месяц смогу руководить их фирмой».
Леша Лукавченко:
Во-первых, мы друг другу обрадовались и поэтому быстро выяснили, где Леша работает. А работает он главным экономистом в ОАО «ЦНИИМ-Инвест» (какой-то институт, чего-то активно делающий и получающий инвестиции с запада), вот этими инвестициями и прочими договорами он и занимается. По совместительству выступает в роли старого доброго главбуха (то есть главный по бухгалтерии) в ЗАО «СтройТехМаш» (он диктовал по буквам, я, естественно, напутал, но все равно спасибо). Лешу нисколько не смутил вопрос о том, как он устраивался на работу. Не буду приводить здесь эту историю полностью, но расскажу о главном. Если вы ищете работу по специальности (например, бухгалтер), приготовьтесь к тому, что это может быть долго, и на всякий случай обратитесь на биржу труда. Если вам дают работу не по специальности (какой-нибудь менеджер), преодолейте давление семьи и ищите дальше. Если от вас требуют стаж, настаивайте на личной встрече с главным бухгалтером. Главный бухгалтер может «в вас поверить», значит, вы трудоустроитесь. С Лешей это произошло через 3 месяца беспрерывных поисков. В период поисков и личных собеседований могут задавать кучу специальных вопросов. Остается читать книжки. Специальные! Читать больше и интенсивнее, чем за все годы учебы. Когда вы начнете работать, держите ухо востро, приобретайте знакомства с новыми и полезными людьми . Не запрещается расти профессионально. Меняйте работу на ту, которая вас больше устраивает и представляет для вас больший интерес. Во время работы вам опять придется учиться. Это нормально. Вот Леша сейчас под руководством своего генерального директора учится разработке инвестиционных проектов, так как плановая калькуляция стоимости дается уже легко. Мораль: эти ищущие все время что-то обрящивают. Все.
Юля Михайловская:
Дело в том, что Юле я дозвонилась уже заполночь, так что сильно мучить ее (и себя) не стала. Выяснилось что Юля совмещает несколько работ, но, чтобы никого не запутывать, назвала одну, основную – юрист в деревообрабатывающей фирме. «И это только первый шаг к той цели, которую я хочу достичь»… Кстати, Юля – эта та самая героическая девушка, которая получила два высших образования, умудряясь при этом активно работать сначала в юридической консультации, а потом в консалтинговой фирме. «Устраивалась на работу совершенно банально – искала объявления в газетах, ходила на собеседование. Самое интересное, что долго ходить не приходилось, всегда брали с первого раза. Говорили: девушка на первый взгляд вы нас устраиваете. И давали мне испытательный срок. Думаю, что просто главное – это оказаться в нужном месте в нужное время».
Слава Леонычев:
Работает на ликеро-водочном заводе «Ника». На мое восхищенное «О!» поспешил меня разочаровать : «У нас там сухой закон». Работает менеджером по персоналу. Оказалось, что это тот самый противный дядька, который спит и видит, как бы вас завалить на собеседовании. Тут уж ничего не оставалось делать, как засыпать его вопросами.
- И на что ты обращаешь внимание в первую очередь? Смотришь, вычищены ли ботинки?
- Конечно. На внешний вид обращается очень много внимания. Человек просто обязательно должен быть в костюме и галстуке. Шоферу, конечно, не обязательно, а всем остальным, особенно агенту по продажам – нужно. Кроме того человек должен уметь говорить, общаться, ни в коем случае не заикаться, ведь ему придется продукцию завода продавать, а в процессе заходить в магазины, разговаривать с людьми… Кстати, если он проработал на предыдущей работе меньше года, его вряд ли возьмут к нам. Частая смена работы – довольно тревожный показатель. Дело в том, что интересы работника и фирмы начинают совпадать года через полтора после начала совместной деятельности. К тому же многих работников нужно обучать, а это довольно дорого. И если человек уходит сразу после окончания обучения, получается, что фирма просто зря потратила на него деньги.
- Но согласись, что собеседование – это дело такое, стрессовое. Наверно, 99 процентов людей начинают заикаться?
- Конечно, я делаю на это скидку, стараюсь человека успокоить, задать такой вопрос, на который легко и приятно отвечать. Хотя, с другой стороны, у него будет такая работа, где он постоянно должен встречаться с новыми людьми и, следовательно, довольно часто оказываться в стрессовых ситуациях… Так что если он уж совсем заикается, я ему говорю (специальным таким тоном – прим. ред.): «Идите, мол, мы вам перезвоним…». Некоторые, кстати, начинают не заикаться а, наоборот, агрессивничать. Наезжают – мол, зачем это нам анкету заполнять? Мы не хотим! Таких приходится ставить на место.
- Говорят, у людей твоей профессии в данный момент кризис жанра. А у тебя?
- Да нет. Просто надо знать, где искать, в какие газеты объявления давать… Примерно каждый третий пришедший на собеседование получает работу. Единственное, что я не последняя инстанция. Окончательное решение принимает непосредственный начальник – сработаются они или нет. Я ведь не могу отличить хорошего водителя от плохого.
- И долго ты этих бедолаг мучаешь?
- от 25 минут до 1,5 часов.
- Ого!
- А что, когда я устраивался на эту работу, у меня было два собеседования по полтора часа. Сначала я рассказывал о себе, а мне рассказывали о том, что я должен буду делать. Потом мы взяли время подумать, и уже после этого еще полтора часа беседовали.
- И почему, как ты думаешь, тебя взяли?
- До этого, еще учась в Институте, я работал в службе занятости, а потом в кадровом агентстве. Это, конечно, такая работа была – хочешь приходишь, хочешь – нет, и деньги платили минимальные. Вот именно из-за службы занятости меня и взяли. Сказали: вы, конечно, по возрасту нам не подходите, но раз опыт есть…
- Слушай, а вот представь себе. Приходит к тебе студент. В галстуке, все как положено, и говорит: мне 19 лет, я учусь, ничего не умею. Но очень хочу работать. Возьмешь?
- Ну, если он учится на дневном, сама понимаешь, что это практически нереально. А вот если он вечерник или заочник, действительно хочет работать и не рассчитывает на то, что мы ему будем хорошо платить, у него довольно много шансов…
В конце нашего разговора выяснилось, что Слава, подобно большинству бизнес-школьников, не собирается останавливаться на достигнутом и находится в постоянном творческом поиске лучшей работы. Ну что ж, удачи!