Что вы видите, когда входите на третий этаж - очень много бегающих, орущих, падающих (и встающих) детей. Но не все так просто. Вот, например, уже несколько недель там проходит некий эксперимент под кодовым названием "исследования". Когда мне рассказывали об этом в первый раз, выглядело это примерно так: перемешали 2-5 классы, уроков у них нет, и все занимаются городами. И вот, имея эту информацию, внедряюсь тайным наблюдателем в столь непонятную среду. Мое первое впечатление: "Какие взрослые дети!"…Зарывшиеся в громаднейшие книги по истории и географии, увлеченные спором о выборе темы, выводящие пером собственные эмблемы - вот какими предстали предо мной наши "юные" школьники.
И делали они это не потому, что по программе так надо, а потому, что им так хочется. Перед ними поставлена цель: понять, что такое город, а как это сделать - надо придумать самим. Правда, есть некоторые обязательные штуки, и не то чтобы обязательные, а просто хорошо оплачиваемые (в баллах, конечно же), например, сочинение, научное сообщение, конспект, списывание (не с соседа), и, естественно, все это привязано к теме города. Хочу заметить, что, несмотря на юный возраст авторов, некоторые сочинения меня просто поразили (я даже словами это выразить не могу). Вот оно, самое гениальное:
"Сербский писатель Иво Андрич сказал некогда о мостах: "Они важнее, чем дома, они более святы, чем церкви, потому что сильнее объединяют. Они принадлежат всем и всем в равной мере приносят пользу; они возводятся именно в тех местах, где сходится множество человеческих потребностей; они долговечнее других строений и никогда не служат какой-то скрытой или злой цели". Все мосты не похожи друг на друга. Они разные и по форме, и по стилю. Мосты есть во всех городах, и у каждого есть свой "характер". Одни разводятся, другие нет. Одни в форме дуг или арок, а другие похожи на прямые стрелы. Все они по-своему индивидуальны. В каждый мост его создатель внес кусочек своей души, таланта и вдохновения. Я согласна с мнением Иво Андрича и думаю, что мост - это то творение, которое никогда и ни в коем случае нельзя ломать и рушить . Это то, откуда мы начинаем свой и путь заканчиваем его. Возможно, в жизни каждого человека , как в мосту, хоть когда-нибудь появляются трещины, но нельзя позволить, чтобы эти трещины привели к разрушению моста".
Однако появляется все это не с потолка. Для того чтобы трудовой день закончился не без результатов, нужно приложить массу усилий. Во-первых, надо четко понимать, на какую тему ты хочешь проводить исследования, т.е. понять, чего ты хочешь от этого процесса и от его результата (а это, как оказалось, очень и очень сложно), а во-вторых, надо найти подходящую литературу, и вот тут-то начинается самое интересное и в то же время самое сложное, - выделить из нее самое главное. Как говорят организаторы, целью исследований ставилось именно то, чтобы научить ребят выбирать и выделять самое нужное и важное. Ребята же понимают, что все это не просто развлекуха (иногда бывает действительно весело), а серьезное, ответственное задание. Но серьезность не мешает им получать от этого удовольствие, и в те дни, когда они замечают, что исследований в расписании нет, очень по этому поводу переживают и требуют немедленного возобновления процесса. Да, кстати, чтобы понять, что может быть смешного на исследованиях, приводим несколько примеров:
1. У второклассницы спрашивают: "Что такое конспект?" - Конспект - это красиво переписанный текст.
2. Ребятам нужно было задавать вопросы экспертам, представляющим результаты своих исследований, и первый вопрос, который они задали, был: "Как у вас дела?"
Однако исследования, кроме всего прочего, еще раз подтвердили то, что ум ребенка намного более гибкий, чем ум взрослого, и вот тому подтверждение: ребята быстро перестраиваются с программных уроков на самостоятельную деятельность, а взрослым требуется приложить огромные усилия, чтобы не сказать, что нужно сделать, не построить, не распределить обязанности: "Я все время забываю, что они уже сами многое умеют," - сказал Глеб, и многие, как мне кажется, к нему присоединятся.
P.S. Чтобы вам было легче понять, что представляет собой Начальная школа вне исследований, то для этих целей у нас припасен один забавный случай (от Анны Леонтьевны):
"Первый класс. Урок литературы. К доске выходит мальчик, он изображает царя Соломона. И ему дают задание: надо придумать, что попросил Соломон, когда Бог сказал ему: "Проси чего хочешь". Пока он думал, остальные дети предлагали варианты, похожие на "солнечную полянку с зайчиками, птичками и любимой подружкой". И вот его час настал: он принял молитвенную позу и со всей своей искренностью сказал: "Господи, сделай меня мутантом черепашкой-ниндзя".