Камера... пыток!


Накануне Дня рождения, в неописуемой суматохе, в страшном цейтноте отважные (не побоимся этого громкого слова) газетчики рискнули побеспокоить Анну Леонтьевну, приставая к ней с расспросами… Причём не просто приставали, а буквально-таки мучили, даже пытали. Это интервью пережило столько приключений на своё чёрно-белое содержимое и претерпело такое количество метаморфоз, что… впрочем, об этом лучше спросить у тех, кто его проводил!

Мне объяснили, как это делается…

Некоторые собирают марки, некоторые пишут стихи, а Вы…снимаете кино, почему именно такое увлечение?
Любовь к кино мне привил Майкл. Я к кино и раньше хорошо относилась, но благодаря Майклу полюбила. Так получается у меня по жизни, что я дружу с разными людьми и от них перенимаю хорошее. От кого-то любовь к музыке, от кого-то к театру, а от Майкла - к кино. Мы очень активно ходили в кинотеатры. Смотрели только действительно хорошие фильмы, и кино стало мне небезразлично.
И с какого-то момента мне захотелось быть режиссером. Когда стали делать фильмы про выпускные классы, я присоединилась к Венере. Потом со временем стал приходить вкус. Вообще Венера, для меня очень важный человек. Не со всеми людьми можно удачно работать в паре, но, на мой взгляд, у нас сложился очень хороший тандем.
Хотя, конечно, хочется чего-то большего, серьезного, сделанного не из кусочков. И делать это не к дате, а потому что хочется что-то сказать. Хочется сделать серьезную работу. Да, хочется еще большего…
Ваша первая съемка… как это было? Как и при каких условиях создавался Ваш первый фильм?
Ой, очень трудно вспомнить. Первая съемка была очень смешная. Происходило это, когда мы ездили в Испанию. Мы поехали с Венерой и с Еленой Владимировной в Барселону. Тогда у Елены Владимировны только появилась камера, и она снимала наше путешествие. А в какой-то момент дала поснимать мне. В Барселоне есть очень красивый бульвар Ramble, вот его я и снимала. Мне, конечно, казалось, что я очень хорошо снимаю, хотя я очень резко водила камерой и еще не знала, как это делать правильно. Но мне потом очень спокойно объяснили как это делается, сколько секунд надо подождать и так далее… (смеется).
Расскажите о своих самых любимых фильмах. Как они снимались? Чем дороги?
Скажу как великий режиссер: самый любимый тот, который еще не снят. А из снятых, это фильм, который мало кому понравился, и мало кто оценил, но я его делала сама. Это был фильм про выпуск бизнес-класса, где были Женя Харитоненко, Даша Харитонова. Про гуманитарный мы сделали фильм с Венерой, а на этот оставалось очень мало времени, и получилось так, что я делала его одна. Но у меня он вызывает какие-то очень теплые чувства, потому что он делался как-то легко, хотя и наспех. Его я смотрю с большим удовольствием.
Что из снятых фильмов вы можете назвать "твор-ческая удача"?
Так я могу назвать фильм к 15-летию (с алфавитным списком), потому что столько всего вспомнилось… Отметили важные вещи, хотя и сотой доли того, что хотелось, не показали. Вспомнили очень ярких и интересных людей. Еще он мне очень нравится, потому
что осталась возможность его дополнять в будущем. Моя любимая глава там про трех Иванов, потому что я со временем поняла, что все Иваны, они какие-то особенные. Да, этот фильм я могу назвать "творческой удачей".
Вы получаете удовольствие от съемки?
Не всегда. Это зависит от того, когда делается съемка, с кем и как. Конечно, чаще снимает Венера. Хотя я очень большое удовольствие получила от съемки в English College на Очаковской, потому что детей вообще очень интересно снимать. Они делают какие-то неожиданные вещи перед камерой.
Когда снимаешь, мешает то, что думаешь, насколько это несовершенно. Хочется что-то поправить. Приблизить или удалить камеру, придумать тень. Потом монтажеры, с которыми мы работаем, ругают операторов. Но может, и хорошо, что снимается непрофессионально…

Темный зал, белый экран и мягкое кресло

Что это занятие значит для вас сегодня? Вы любитель? Начинающий? Профессионал? Или нечто более оригинальное?
Несомненно, нечто более оригинальное, потому что снятие фильма - это творческий акт. От придумывания идеи до раздумий о том, как снять. Это творческий процесс, который потом получается на пленке. Скорее я смесь любителя, профессионала и гениального режиссера.
Вообще, что для вас кино?
Кино… Сейчас это не так много для меня значит, как раньше. Хотя у меня есть фильмы, которые перевернули мою жизнь, после которых я поняла, что надо что-то в ней менять. Думаю, у каждого человека есть подобные. Но людей, которые могут снимать такие фильмы, очень мало.
Кино для меня с одной стороны пройденный этап. Сегодняшние фильмы меня мало удивляют. И, конечно, кино на втором месте после книг. Для меня это что-то важное, большое, сильное…
Раньше в школе был кино-клуб, на котором собирались люди, которым кино небезразлично, где мы его обсуждали. Сейчас появилась взрослая компания людей, с которыми мы смотрим и обсуждаем фильмы. И это очень приятно. Кино - очень объединяющая вещь.
Какой смысл вы видите в кинематографе?
Скорей не "смысл", это плохое слово. Какой смысл в картине, книге?
Когда я училась в институте, я была на встрече с режиссером Андреем Тарковским. Это гениальный режиссер, и мне было интересно послушать его ответы. Его многие спрашивали о том, какой смысл в том или ином месте картины. В конце он, уже сердясь, говорил, что никакого глубокого смысла искать не надо.
Я считаю, что в любом случае снятая тобой картина - это самовыражение. Мы с Венерой тоже выражаем себя. Другое дело, что можно снять глубоко, гениально или для того, чтобы заработать деньги. Кино - это отражение реальности. Оно создается про себя. Каждый писатель пишет одну большую книгу про себя, каждый режиссер снимает про себя. Когда смотришь и думаешь, что это про тебя, это очень важно!
Да, смысл какой-то есть…
Вам интереснее смотреть на актеров со сцены или через объектив?
Я не очень доверяю актерам, которые играют только в кино. У нас люди, которых мы снимаем, - не актеры, а просто люди. Это дети, взрослые, учащиеся, работающие в школе. Конечно, я испытываю больший пиетет перед театральными актерами. Потому что в кино есть дубли, а в театре - нет, как ты сыграл, так тебя и оценили.
Живые, реальные люди очень интересны. Все люди, безусловно, интереснее не через объектив. Когда просто можно сесть, глаза в глаза, донести то, что хочется. Камера что-то делает с людьми. Они становятся менее естественными.
Какие ассоциации у вас вызывает кино?
Конечно, само кино, темный зал, белый экран и мягкое кресло.


Их спросили, что они любят в школе, они сказали - "диван"…

Анна Леонтьевна, ваша профессия и кино совершенно не связаны. Вообще как вы понимаете свою профессию?
Мою профессию… Ну и вопросы у вас (смеется). Я понимаю ее, наверное, так, как Холден Колфилд. Училась на одну профессию, по которой вообще не работала, а сейчас работаю по какой-то 32 профессии. Она меня как-то зацепила. Но мне совершенно не нравится слово "учитель". Просто мне интересно общаться с людьми. Я считаю, что очень многому научилась от всех-всех. Все люди были и есть мои учителя. Это такой взаимный, бурлящий процесс обучения. Я - человек, отдельный от людей. Раньше мне так не казалось, но теперь я это понимаю.
Вспомните фильм "Диван". Думаю, Вам это несложно. Вы снимали его со своим классом...
Очень хорошо, что ты мне об этом напомнила! Этот фильм для меня очень дорогая вещь! Когда придумали эту идею (это единственный раз так было) класс, в общем-то недружный, собрался и делал что-то вместе. Это очень сложный процесс- придумать, что показывать на представлении классов. Но как-то их спросили, что они любят в школе, они и сказали : диван. Как-то получилось, что родилась идея его возить и снимать этот процесс... Тогда Слава Николаев, которого только что перевели из гуманитарного класса, сказал, что если мы это сделаем, то он не уйдет обратно. Тогда мы целые выходные снимали и никого не надо было приглашать, все приходили, все принесли деньги на перевозку этого дивана. Было просто единение класса. Все в те 2 дня друг друга любили, было здорово. Это были 2 лучших дня в жизни класса. Потом Олег Смирнов все сам монтировал, и мы в машине за несколько минут до начала представления просматривали получившийся фильм на камере. До сих пор все вспоминают.
Хочется, чтобы фильм сделал всех лучше!
Как возникла идея фильма, над которым вы работаете сейчас? И как появилась идея создания мастерской с участием ребят?
Идея создания фильма возникла у Елены Юрьевны, а идея мастерской родилась у меня еще в "золотые годы" киноклуба, в 97-98 гг. Затем специализации, а с 2000 года фильмы про каждый выпуск, а в этом году решили посвятить этому и мастерскую. Вообще изначально вся гуманитарная специализация должна была быть посвящена истории кино. Кроме того, в школе так много людей, увлеченных кинематографом. Так и получилось…
Не могли бы Вы рассказать, каким будет фильм этого года? Конечно, не раскрывая творческих тайн…
Даже если бы я хотела раскрыть творческие тайны, то все равно бы не смогла… Надеюсь что ОН получится лиричным. И смешным, и грустным…
Был ли какой-то определенный сюжет перед тем, как писать непосредственно сценарий, или все получилось спонтанно?
На самом деле существует определенный заказ от Елены Юрьевны - фильм про гуманитарную жизнь во "Взмахе", который и является сюжетом. А сценарий сейчас находится в процессе разработки и постоянно развивается.
Как на создание сценария влияли слушатели Вашей специализации, а какую роль в его создании играли Вы?
Надеюсь, что в фильм войдут наброски слушателей, каждый из них снимал собственный отрывок длинною 1,5 - 2 минуты. В том числе будет использоваться все, что снимали учащиеся на Чемпионате или в Новый Год.
Нравится ли Вам то, что у Вас уже получилось?
Пока еще ничего не получилось… (На этих словах Анна Леонтьевна тяжело вздохнула). Все еще находится в рабочей стадии и пока нечего оценивать.
Будет ли он сниматься в пределах школы или Вы планируете выходить на съемках за ее пределы?
Конечно, мы стараемся снимать везде, где были мы и была камера. Так что на пленке запечатлена не только школа и выход из нее, но и сам город.
Можете ли Вы предсказать, какую реакцию фильм вызовет у зрителей? Естественно, она будет хорошей, но будет ли это что-то неожиданное или шокирующие?.
Трудно сказать… Хорошая реакция - это когда люди смеются или плачут, когда фильм их по-настоящему затронул. Хочется просто увидеть нормальную человеческую реакцию, какие-то искренние чувства. А еще хочется, чтобы фильм сделал всех лучше, в том числе и меня. А какую реакцию он вызовет, спросите лучше у Вани Стрелкина…
P.S. Приносим свои искренние извинения Анне Леонтьевне, неоднократно нами потревоженной и героически выстоявшей под градом многочисленных вопросов! Анна Леонтьевна, спасибо вам огромное!

Анну Леонтьевну мучили Даша Винник и Саша Литманович.


© Газета "Газета", 2005
Design is done by me 8)