vzmakh.ru   







 
Образ Наполеона Бонапарта в русской литературе 19 века
Курсовая работа Патраковой Анастасии, 11-гум


Введение.


Наполеон Бонапарт является одной из самых ярких личностей всемирной истории 19 века. Во время и после его правления Наполеона любили и ненавидели, обожествляли или считали его дьяволом. После того как он исчез с мировой арены, ему стали посвящать книги, знаменитые писатели делали Наполеона героем своих произведений, поэты восхваляли или низвергали его в своих стихотворениях. В общем, так или иначе Наполеон стал одиозной фигурой в мировой литературе.
Но мне кажется особенно интересным рассматривать, как это проявилось в творчестве русских писателей и поэтов 19 века в связи с Отечественной войной 1812 года. Ведь, казалось бы, большинство русских писателей и поэтов должны были относится к Наполеону негативно, как к жестокому завоевателю. Но так ли это? На этот вопрос я и попытаюсь ответить в своей курсовой работе.
Я считаю целесообразным разделить свою работу на две части: в первой части я буду рассматривать творения А.С.Пушкина, М.ЮЛермонтова и Н.В. Гоголя как представителей первой половины 19 века; во второй же части я намерена рассмотреть произведения Ф.М.Достоевского и Л.НТолстого как представителей второй половины 19 века.

I часть
1-ая глава
А.С.Пушкин



Пушкин посвятил Наполеону большое количество стихотворений (Наполеон был даже упомянут в "Евгении Онегине") в разные периоды своего творчества. Я буду рассматривать только те стихотворения, в которых ярче всего отражено отношение Пушкина к Бонапарту.
Первым я рассмотрю стихотворение ,написанное Пушкиным ещё когда он учился в Лицее, в 1814 году -"Воспоминания в Царском Селе". В стихотворении есть не только описание всех красот Царского Села, но и размышление Пушкина об Отечественной войне 1812 года:

И быстрым понеслись потоком
Враги на русские поля.
Пред ними мрачна степь лежит во сне глубоком,
Дымится кровию земля;
И селы мирные, и грады в мгле пылают...
... Сразились. Русский -победитель!
И вспять бежит надменный галл;
Но сильного в боях небесный вседержитель
Лучом последним увенчал...

Там Наполеон упомянут как "любимый сын и счастья, и Белонны"(римская богиня, сестра бога войны Марса) ,... презревший правды глас, и веру, и закон", который "в гордыне возмечтав мечом низвергнуть трон, исчез, как страшный сон".
В этом стихотворении Пушкин однозначно выражает свое негативное отношение к Наполеону как к захватчику. Это можно объяснить тем, что война закончилась только два года тому назад и патриотические чувства еще горели в нем. Также стоит отметить, что во время войны русские полки проходили через Царское Село, и ещё тогда в молодом Пушкине взыграл патриотизм, который отражен в стихотворении:

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены...

Следующее стихотворение "Наполеон на Эльбе" было написано в 1815, в первые дни "100 дней" (период, когда Наполеон сбежал с о-ва Эльбы, куда был сослан). В связи с этим Наполеон представлен нам как "губитель", "хищник", который "новую в мечтах Европе цепь ковал". По этому стихотворению мы видим, что по прошествии года мнение Пушкина о Наполеоне не изменилось. И он как бы предвидит, что Бонапарт ещё сыграет свою роковую роль в истории.
Следующее стихотворение, под названием "Наполеон", которое стоит отметить, было написано в 1821 году (сразу после смерти Наполеона). По этому стихотворению сразу видно, как изменилось отношение Пушкина к Бонапарту. В то время Александр Сергеевич вступает в романтическую пору своего творчества, а Наполеон идеально подходит под образ романтического героя (одинокий, всеми отвергнутый, непризнанный гений и др.). Это становится понятно уже по эпиграфу, который, кстати, был написан только в черновой рукописи поэта: "Ingrata patria, ne ossa quidem mea habebis", который переводится так: "Неблагодарное отечество, даже и кости мои тебе принадлежать не будут". Вот что пишет Пушкин:

Чудесный жребий совершился:
Угас великий человек.
В неволе мрачной закатился
Наполеона грозный век.
Исчез властитель осужденный,
Могучий баловень побед.
И для изгнанника вселенной
Уже потомство настает.

В стихотворении также есть неоднозначные, противоречивые строки:

Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила
И луч бессмертия горит.

Здесь Пушкин говорит, что Бонапарта, конечно, некоторые будут ненавидеть, но над ним - "луч бессмертия". Таким образом, видно, что к началу 20-х годов 19 века отношение Пушкина к Наполеону сильно изменилось: он допускает, что даже великого человека может пленить самовластие ("Тебя пленило самовластье разочарованной красой"), жажда славы может "обуять его дивный ум". Также Пушкин признает, что и Наполеон мог чувствовать, любить:

Где иногда в своей пустыне
Забыв войну, потомство, трон,
Один, один о милом сыне
В унынье горьком думал он.

С окончанием Южной ссылки закончился целый период в творчестве Пушкина. По приезде в Михайловское он пишет стихотворение "К морю". Море - это романтический символ свободы, поэтому неудивительно, что Пушкин упоминает в стихотворении Байрона - великого романтика ("Он был, о море, твой певец".). Важно отметить, что наряду с ним был упомянут и Наполеон:

Одна скала, гробница славы...
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.
Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум...

Также важно сказать, что две последние строчки можно отнести не только к Байрону, но и к Наполеону. Таким образом, Пушкин приобщает Наполеона к сонму романтических героев.
В поздней лирике у Пушкина появляется интерес к Бонапарту как к человеку , а не как к исторической личности . Например, в стихотворении "Герой" он восхищается не ратными подвигами Наполеона, а его мужеством и великодушием, когда он посещает умирающих от чумы:

Одров я вижу длинный строй,
Лежит на каждом труп живой,
Клеймённый мощною чумой,
Царицею болезней... он,
Не бранной смертью окружен,
Нахмурясь, ходит меж одрами
И хладно руку жмет чуме
И в погибающем уме
Рождает бодрость...

2-ая глава
М.Ю.Лермонтов



Лермонтов остался верен романтическому мифу о Наполеоне. Первое стихотворение, которое Лермонтов посвятил Бонапарту, - "Наполеон". Оно было написано в 1829 году. В нем тень Наполеона предстает перед "певцом возвышенным" и запрещает восхвалять себя ("Я презираю песнопенья громки; я выше и похвал, и славы, и людей!"). Кроме сюжетной линии, в стихотворении есть размышления Лермонтова о судьбе Бонапарта, попытки разобраться в его поступках и действиях:

Зачем он так за славою гонялся?
Для чести счастье презирал?
С невинными народами сражался?
И скипетром стальным короны разбивал?
Зачем шутил граждан спокойных кровью,
Презрел и дружбой и любовью
И пред творцом не трепетал?..

Лермонтову принадлежит цикл стихотворений о Наполеоне: этот образ появляется в стихотворениях "Св. Елена", "Два великана", "Воздушный корабль" и др.
В стихотворении "Св. Елена", которое названо так потому, что именно на этот остров был сослан Наполеон, где он и умер, Наполеон показан как одинокий человек, никем не понятый. В общем, в стихотворении "Св. Елена" Наполеон больше соответствует образу романтического героя, чем в предыдущих стихах Лермонтова:

Изгнанник мрачный, жертва вероломства
И рока прихоти слепой,
Погиб как жил - без предков и потомства-
Хоть побежденный, но герой!

Здесь же Лермонтов осуждает Францию. Говорит, что она не достойна того, чтобы здесь был похоронен Наполеон:


Порочная страна не заслужила...


Однако в патриотическом стихотворении "Два великана", написанном в связи с 20-летием отечественной войны 1812 г., образ Наполеона переосмыслен. В сказочно-аллегорической форме Лермонтов изображает сражение Бонапарта, "трехнедельного удальца", с "русским великаном" - Россией. Стихотворение написано в духе народных солдатских песен:

В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых странам...
... И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.

Стихотворение "Воздушный корабль" является свободным переложением баллады австрийского поэта-романтика "Корабль призраков". Лермонтов значительно сократил подлинник и внес в текст сюжетные изменения. В этом стихотворении Наполеон, как и во многих предыдущих,- призрак. И он садится на воздушный корабль и едет во Францию, где зовет своих маршалов, сына, но не получает ответа:

Зовет он любезного сына,
Опору в превратной судьбе;
Ему обещает полмира,
А Францию только себе.
Но в цвете надежды и силы
Угас его царственный сын.
И долго, его поджидая,
Стоит император один...
...И капают горькие слезы
Из глаз на холодный песок.
Здесь Наполеон - типичный романтический герой, одинокий человек, которого все покинули.

3-я глава
Н.В.Гоголь



Гоголь, которому было чуждо поэтическое восприятие великосветской жизни, полемизирует с романтическим мировосприятием, характерным для эпохи лишних людей. И наполеоновская тема появляется у него в гротескном, комическом контексте. Сравнив Чичикова с Наполеоном, он снижает образ последнего:?...лицо Чичикова , если он поворотится и станет боком, сдает на портрет Наполеона...";...не есть ли Чичиков переодетый Наполеон..."

II-я часть.
1-я глава
Ф.М.Достоевский



Постепенно в произведениях писателей-реалистов появилась новая тенденция: борьба с идеализацией образа Наполеона, развенчание кумира.
Достоевский в своем романе "Преступление и наказание" подводит читателя к выводу, что идея Раскольникова о разделении людей на "наполеонов" и "тварей дрожащих" преступна. Ведь именно Наполеон и является, по этой теории, тем "право имеющим " человеком, который может пойти на убийство ради достижения своей цели. Именно на Наполеона хочет быть похожим Раскольников: не чувствовать угрызений совести после содеянного. Раскольников не осуждает Бонапарта, наоборот, он считает, что так и должно быть: великие люди должны переступать через других, достигая в конце концов своей цели. Всем своим существованием после убийства Раскольников опровергает свою теорию: человек не может жить спокойно после убийства. Достоевский в "Преступлении и наказании" утверждает, что нет оправдания для убийства. Тем самым он как бы говорит, что Наполеон не имел никакого права на убийство людей, какая бы цель у него ни была.

2-я глава
Л.Н. толстой



У Толстого же Наполеон выступает не в роли личности, иллюстрирующей что-то (например, теорию, как у Достоевского) , а как одно из действующих лиц произведения. В "Войне и мире" Толстой противопоставляет Наполеона Кутузову. Весь роман построен таким образом, что его герои тяготеют к двум полюсам - темному и светлому. Эти полюса соотносятся с силами, движущими историю,-"силы рассеянья" и "силы притяжения". Вершинами этих полюсов стали Наполеон и Кутузов. По мысли Толстого, роль личности в истории не так значительна, как принято считать. Никакая, даже самая гениальная личность не может управлять миром, исходя только из собственных желаний и прихотей, такая личность будет сметена в истории. Именно такой личностью считал Толстой Наполеона.
Свое отношение к Наполеону, как и к другим героям, он выражает на уровне портретных характеристик: " Он был в мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног...", "на моложавом полном лице его с выступающем подбородком...","...белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника..", "лицо его ...опухшее и желтое", "он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью". Уже по описанию внешности Наполеона понятно негативное отношение Толстого к нему. Кроме того, Наполеон показан в самых разных ситуациях, но их объединяет то, что везде этот человек играет, позирует: "Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. И ему казалось, что лучшее, что он может сделать теперь,- это то, чтобы он с своим величием, вследcтвие которого сын его в бильбоке играл земным шаром, чтобы он высказал... самую простую отеческую нежность".
Наполеон появляется в романе задолго до того, как мы видим этого человека. Практически все главные герои романа так или иначе высказываются о Наполеоне. Более того, Пьер и Андрей покорены им. Пьер видит в нем выразителя идей французской революции, борца за свободу. Для Андрея Наполеон - воплощение человека, который сделал себя сам и способен подчинить своей воле саму жизнь. Развенчание Наполеона как кумира Толстой показывает на примере Андрея. Образ кумира для Андрея рушится на поле Аустерлица, когда он встречается с ним лицом к лицу. Тогда Андрей понимает, насколько далек реальный человек от его кумира.
Таким образом, получается, что Наполеон проник в Россию раньше, чем пересек границы империи. Тем сильнее ощущается контраст между славой Наполеона и его человеческим обликом. По Толстому, Наполеон - это маленький человек, играющий великую личность. Толстой недаром приводит действительную фразу Наполеона: "Дрожание моей левой икры есть великий признак" (ассоциируется с русской поговоркой "Чего левая нога захочет").

Заключение



Последив, как меняется отношение к Наполеону у русских поэтов и писателей на протяжении 19 века, я пришла к следующим выводам. Пушкин и Лермонтов склонны видеть в Наполеоне романтического героя, отвергнутого обществом и забытого неблагодарными потомками. Отношение к Наполеону меняется уже у Гоголя, который, сравнив Чичикова с Наполеоном, "снизил" образ последнего. Традицию развенчания кумира продолжили Достоевский и Толстой. Если у Толстого Наполеон неприятный, отталкивающий, тщеславный человек, то у Достоевского Наполеон олицетворяет собой бесчеловечную и жестокую теорию о праве сильной личности распоряжаться жизнями других людей.



  хочу вернуться в раздел "Научные изыскания"
  хочу вернуться на главную страницу БШ