Работаем в двух столицах!
Цель школы
«В китайском языке понятие „заниматься бизнесом“ совпадает с понятием „осмысленно жить“»
— Писарев Виктор Рэмович со-основатель, финансовый директор, преподаватель экономики школы «Взмах»
Два 100% результата по русскому языку;
Два 100% результата по истории;
100% результат по литературе;
Два 100% результата по химии;
Два 100% результата по информатике;
Одиннадцать 100% результатов по базовой математике.
«Мне кажется, у наших выпускников получается делать этот мир лучше. А значит, и мы делаем лучше этот мир»
— Морозова Елена Юрьевна
со-основатель, директор частной школы «Взмах»
Бизнес-школа (7 - 11 классы)
Школа «Взмах» — одна из сильнейших общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и единственная средняя школа, реально готовящая молодых людей к работе в сфере экономики и бизнеса. Ежегодно слушатели школы становятся призерами и победителями этапов Всероссийской олимпиады школьников по самым разным предметам, а также побеждают в перечневых олимпиадах.
Так, только за последние два года 26 бизнес-школьников стали призерами и победителями Регионального и Заключительного этапа ВСОШ. Двое из наших учеников по результатам успешного участия в индивидуальном этапе IX Всероссийского Открытого чемпионата по экономике в Москве вошли в состав «Золотой запас экономистов России» и удостоились звания «Надежда Российской экономики».
А Что с ЕГЭ? Да, учиться у нас интересно и весело! Хотя и совсем не просто. Однако, мы хорошо понимаем беспокойство родителей и старшеклассников, относительно подготовки к итоговым испытаниям.
ЕГЭ является итогом всей образовательной работы за 11 лет. И подготовка к этим экзаменам организована в школе «Взмах» на самом высоком уровне! Вокруг этого экзамена сложилось множество мифов и кривотолков Многие считают, что к ЕГЭ можно совсем не готовиться. Просто, хорошо и ровно учиться. Другие полагают, что результаты ЕГЭ выше 90 баллов получают исключительно талантливые уникумы? На наш взгляд, обе позиции не точны. Почему? Расскажем подробнее!
«Взмах» на протяжении более, чем 15-ти лет стабильно входит в число 15 лучших школ Санкт-Петербурга по итогам ЕГЭ. В 2022 году школа занимала 13 строчку этого почетного рейтинга, а в 2023 — поднялась уже на 12 место!
По результатам ЕГЭ ни разу ни один слушатель нашей школы не получил оценки ниже политкорректной «тройки». А средние баллы наших 11-классников по всем предметам заметно выше районных и среднегородских.
Каждый третий взмаховский выпускник 2023 года закончил школу с красным аттестатом, а семеро были дополнительно награждены губернаторской федеральной медалью «За особые успехи в учении». В 2024 году медалистами стали 47% выпускников — 17 одиннадцатиклассников (8 золотых и 9 серебряных медалей). Еще четверо получили в прошлом году Почетный знак «За особые успехи в обучении».
По математике ребята, сдающие «базу», практически в ста процентах случаев получают оценку «отлично». Более того, за 3 последних года 11(!) человек заработали по базовой математике 100% результат.
Конечно, базовый экзамен не поможет ребенку в поступлении в вуз. Те абитуриенты, которым для поступления необходима математика, сдают профильный экзамен, но об уровне общего образования в школе «Взмах» этот результат говорит многое!
Впрочем, и по профильной математике наши выпускники тоже демонстрируют отличные результаты. В 2024 году минимальный балл среди выпускников составил 74%, а максимальными результатами стали 97 и 95%! В целом 79% выпускников-2024, выбравших профильную математику, заработали 80+ баллов, а 21% набрали 90+. Средний балл по этому экзамену в 2025 году - 79,9 баллов, 23% выпускников набрали 90 баллов и выше, максимальный балл - 94. Впечатляющие результаты для непрофильной школы, не правда ли?
Традиционно хорошо сдают наши выпускники и английский язык. Почти каждый год средние баллы наших ребят оказываются выше, чем у учеников большинства английских спецшкол. Также заметно выше среднегородского уровня мы сдаем ЕГЭ по русскому языку, информатике, физике, истории, обществознанию, биологии, химии и другим предметам.
За три последних года средние и максимальные баллы слушателей школы «Взмах» составили:
Среди наших выпускников 56 золотых и 65 серебряных медалистов.
Так что же, результаты ЕГЭ 90 процентов и выше способны получить только идеальные ученики? А вот и нет! Мотивация, терпение и, конечно, грамотная подготовка позволяют вплотную приблизиться к заветным 100 баллам практически каждому осознанно и серьезно работающему ученику. По крайней мере, во «Взмахе».
Высокий уровень образования Так же как и в большинстве европейских школ, обучение в старшей школе «Взмах» профильное. Начиная с 7го класса, мы активно работаем с самоопределением наших ребят. Проводим тренинги, пишем эссе, работаем с профориентационными тестами. Очень помогает нам в этом и наша экономическая система. Конечно, ребячьи интересы еще не раз могут измениться, и потому, нам особенно важно, чтобы на базовом уровне все предметы преподавались интересно и доступно. По итогам базовых курсов, все взмаховцы сдают экзамены. Мы любим эту форму аттестации, и про наши экзамены расскажем ниже. Со второго семестра 8го класса в расписании ребят появляется предмет "Подготовка к ОГЭ". Это значит, что каждый слушатель уже должен выбрать наиболее интересные и важные для себя предметы — те, что будут теперь изучаться на углубленном, профильном уровне! Пока выбранных предметов может оказаться больше, чем необходимо для ОГЭ - у ребят еще есть время попробовать, испытать себя.
Конечно, упорные занятия и подготовка к ЕГЭ — это только часть большого процесса к поступлению в ВУЗы, поэтому в школе «Взмах» особое внимание уделяют и ОЛИМПИАДАМ.
К ним ответственно готовятся в специальных предметных группах, а затем с нетерпением ждут результатов. Ведь соревнования очень стимулируют, а наша школа не зря считается одной из самых академически успешных.
Только за последние 3 года в нашей небольшой, по сравнению с государственными гимназиями, школе — 376 призеров и 55 победителей районного этапа Всероссийской Олимпиады школьников.
А 37 слушателей нашей школы только за этот период стали победителями и призерами ГОРОДСКОГО и РЕГИОНАЛЬНОГО этапов олимпиады школьников по английскому языку, экономике, праву, литературе, химии и биологии, истории, географии, французскому языку.
В 2024–2025 учебном году 5 наших слушателей стали победителями в региональном этапе ВСОШ, а 8 учеников завоевали статус призеров.
В 2023–2024 Максим Лебедев стал призером самого почетного заключительного Всероссийского этапа ВСОШ по экономике. Победителей регионального этапа было четверо, а призерами региона стали 8 взмаховцев.
В 2022–2023 учебном году трое наших слушателей победили в региональном этапе Всероссийской Олимпиады школьников:
Одиннадцатиклассники Даниэль Аббуд и Александр Фасолько стали победителями по английскому языку, набрав невероятные 90 и 86 баллов. А Максим Лебедев занял абсолютное Первое место в Санкт-Петербурге и Лениградской области по экономике — при том, что тогда заканчивал только 8 класс и соревновался с 9-ти и 10-ти классниками.
Такой результат отнюдь не случаен: экономика — тот предмет, который во «Взмахе» преподается углубленно. Ежегодно в региональный этап по экономике проходят около 15 взмаховцев. И за 2 последних года уже трое наших учащихся входили в команду Санкт-Петербурга для участия в Заключительном Всероссийском этапе ВСОШ.
Не менее успешно взмаховцы участвуют и, конечно, побеждают и в перечневых олимпиадах.
Так, в олимпиаде школьников по экономике СПБГУ наш ученик Кирилл Гузовский занял абсолютное первое место, набрав максимальное количество баллов! А еще трое взмаховцев — Анастасия Мухина, Иван Мухин и Любовь Жукова — в этом же году вошли в топ-15 призеров этой олимпиады.
Также на основании успешного участия в индивидуальном этапе IX Всероссийского Открытого чемпионата по экономике в Москве Кирилл Гузовский и Максим Лебедев удостоились чести войти в состав «Золотого фонда экономистов России» и приобрели почетный титул «Надежда Российской экономики»!
Еще в одном экономическом состязании — игре МЭКОМ, организованной московским филиалом Высшей школы экономики, в прошлом году команда взмаховцев Ильи Зайцева и Даниила Бадареу заняла 1 место.
Также успешно участвуют наши ученики в многопрофильной олимпиаде «Миссия выполнима. Твое призвание — финансист!». Так, только в этом году в заключительном этапе наш слушатель стал победителем по английскому языку, а еще трое — призерами по экономике.
Еще одна серьезная олимпиада — Межрегиональный экономический фестиваль школьников «Сибириада. Шаг в мечту» также не обходится без ежегодных побед наших слушателей!
Так, благодаря серьезной академической работе, многочисленным творческим и экономическим мероприятиям, коммуникативной и лидерской подготовке, качественной ребячьей и преподавательской среде, выпускники школы «Взмах» в состоянии воплотить в жизнь свои самые смелые мечты!
Про Английский язык... Наша школа — школа с углубленным изучением английского языка. И любовь к языку, зародившись еще в «Колледже европейских языков», продолжается и в начальной, и, конечно, в Бизнес-школе. Английский мы используем не только во время уроков, и не только чисто с образовательной целью. На языке мы ставим спектакли, проводим литературные и исторические суды, пишем рефераты, выступаем на конференциях.
Важно, чтобы язык стал частью жизни подростка, и тогда он не будет восприниматься как чужой или слишком сложный. Однако, академическая составляющая, конечно, является важнейшей. В Бизнес-школе как минимум 8, а в старших классах - 10 часов в неделю выделены на изучение английского языка. Каждый класс делится на достаточное количество групп в зависимости от уровня владения языком. Группы получаются небольшими (обычно 5–7 учащихся), и преподаватели (а с одной группой работают минимум два учителя) могут уделить достаточно внимания каждому ученику. По результатам работы ребята несколько раз за год могут переходить из группы в группу.
Читать подробнее…Читать подробнее…
Academic English Writing Ежегодно мы проводим престижный конкурс научных работ — конференцию Academic English Writing, в рамках которой слушатели создают и защищают рефераты на английском языке.
На несколько месяцев бизнес-школьники погружаются в настоящую исследовательскую работу. Выбрав интересующую их тему, подбирают и изучают англоязычные материалы по ней, проводят самостоятельные исследования, подтверждающие или опровергающие выдвинутые в начале освоения темы гипотезы, и в итоге создают работу полностью на английском языке. Отметим, что итоговый текст строится именно по принципу научных работ: включает обоснование актуальности выбранной темы, анализ литературы, описание способов исследования и полученных результатов. Финальный этап этой работы - создание презентации и защита, также на английском языке. Бизнес-школьники выходят на сцену, готовые дискутировать и отстаивать свои идеи. Они уверенно отвечают на сложные вопросы, демонстрируя не только академические знания, но и умение аргументировать свою точку зрения, смелость и креативность мышления.
Традиционно, тематика докладов бизнес-школьников необычайно разнообразна — от химии и физики до психологии, лингвистики и культурологии. При этом, лучшие спикеры конференции отличаются широкой эрудицией и оригинальностью мышления, что позволяет им выйти за рамки традиционного восприятия выбранной темы. Одновременно, выступления взмаховцев на Academic English Writing — яркий пример того, как научные знания могут быть поданы в увлекательной и доступной форме.
В состав высококомпетентного жюри конференции входят признанные мастера, ведущие преподаватели англоязычных кафедр различных школ, гимназий и вузов Санкт-Петербурга.
Оценивая работы участников конференции, члены комиссии принимают во внимание множество факторов: естественно, высокий уровень владения языком, актуальность и оригинальность исследования, структуру и логику изложения, умение использовать специальную лексику и соблюдать нормы академической этики. Особое внимание уделяется аналитической глубине работ, умению критически оценивать источники, а также качеству аргументации и убедительности выводов.
Не меньшее значение имеет и собственно презентация доклада - выступления спикеров. В речи финалистов учитываются как грамматические и лексические, так и речевые и фактические ошибки. Каждому выступающему предстоит ответить на целый ряд дополнительных вопросов, что дает жюри возможность оценить, насколько профессионально спикер владеет темой и может справиться с ответом «в полевых условиях».
Да, аудитория на отборочных этапах и, конечно, в финале Academic English Writing всегда активно вовлечена в интеллектуальное обсуждение: не только члены жюри, но и преподаватели, и учащиеся бизнес-школы, а также гости и родители задают вопросы, вступают в дискуссии со спикерами.
И нередко члены комиссии оказываются перед непростым выбором, что же важнее — безусловная правильность английской грамматики или личная харизма, обаяние и умение удерживать внимание аудитории.
Наши выпускники Школа "Взмах" - одна из старейших частных школ и один из крупнейших образовательных центров России.
36 лет - если вдуматься, это целая эпоха, воспитавшая уже много поколений талантливых, умных, целеустремленных, живущих своим делом личностей! Среди них - большое количество людей, заметных в сфере бизнеса и культурном пространстве не только нашего города, но и всей страны.
Выпускники школы “Взмах” становятся студентами ведущих вузов России и мира, а в дальнейшем - топ-менеджерами и собственниками успешных компаний.
Образование - это не только уроки Какой должна быть современная школа? Этот вопрос так же вечен в России, как «Кто виноват?» и «Что делать?». А ведь ответ очевиден — если мы хотим, чтобы дети учились не из-под палки, школа должна быть такой, чтобы им хотелось в ней оставаться. Они должны чувствовать ее своей! Всё в школе должно быть дружественно по отношению к подросткам. Как этого добиться? Создавать школу вместе с детьми. Дизайн интерьеров, сценарии праздников, темы спецкурсов. Думаете, детям нельзя доверять такие серьезные вещи? И зря! «Взмах» живет так уже 36 лет. Говорим с подростками на одном языке. И потому — понимаем их!
Экономика и бизнес Наша школа предоставляет своим слушателям уникальную возможность, будучи еще только в 7–11 классе испытать на себе всю прелесть того, что называется конкуренцией. С самого первого года существования школы заработала модель экономической системы. Самое ценное в ней это то, что придумывалась, разрабатывалась она учениками бизнес-школы, нынешними выпускниками и студентами. И до сих пор она дорабатывается и изменяется силами самих ребят.
Итак, всякий слушатель Взмаха имеет банковский счет, может организовать собственное предприятие, зарабатывать баллы (эквивалент денег в школьной экономике), получать или платить дельту и многое другое. Есть подозрение, что этот набор терминов не очень многое вам говорит. Ну что ж, давайте разбираться.
Вот такой путеводитель по Экономической системе школы сделала команда наших слушателей и преподавателей — смотреть
Читать далее...
Школьная экономическая система представляет собой экономическую модель государства в миниатюре. Ребятам, которые становятся активными гражданами нашей республики «Взмах», гораздо легче реализовать себя во взрослой жизни и стать востребованными специалистами и успешными людьми…
подробнее... →
- Это метод, который вот уже много лет используется для подготовки настоящих управленцев. Его используют очень серьезные компании, лидеры рынка. Игровые методы дают возможность полного погружения в условия реальной экономики.
подробнее... →
В школе «Взмах» разработаны поистине уникальные деловые игры, для которых не существует аналогов. Они воплотили в себе лучшие качества данного метода обучения.
подробнее... →
Очень для многих Взмаховцев, она начиналась с легендарных «регионов» и конечно с чемпионата по деловым играм
подробнее... →
Школьная экономическая система представляет собой экономическую модель государства в миниатюре. Ребятам, которые становятся активными гражданами нашей республики «Взмах», гораздо легче реализовать себя во взрослой жизни и стать востребованными специалистами и успешными людьми…
подробнее... →
Уникальная взмаховская атмосфера Теплая, доверительная, творческая. Мы редко «сторожим» своих учеников, а они — доверяют нам. Практически у каждого слушателя есть в школе настоящие старшие друзья. Отношения между взрослыми и детьми во «Взмахе» — демократичные, партнерские, теплые. Каждый взрослый знает всех учеников по имени, а наши первоклашки ничуть не боятся старших и свободно обращаются к ним со своими детскими проблемами.
И младшие, и старшие, и взрослые вместе танцуют на переменах, играют в театре, сражаются в настольный теннис или футбол. В нашей школе каждый — заинтересованное лицо. Каждый имеет право выражать собственное мнение и принимать самостоятельные решения. Каждый ответственен за все происходящее в школе и может на это происходящее повлиять.
Очень многое мы решаем и делаем вместе. Порой в некоторых проектах девятиклассник может руководить группой, в которую входит несколько взрослых. А у десятиклассников уже огромный опыт групповой работы, партнерства, лидерства. Вот почему наши старшеклассники свободны, раскованы и доброжелательны. Они не боятся взрослых и умеют ладить со сверстниками. Они энергичны, предприимчивы, дружелюбны, уверены в себе. Во взрослый мир они выходят с опытом продуктивного сотрудничества, умея и делать дело, и получать от этого удовольствие.
Читать далее...
Театр “по-взмаховски” О том, что такое Представление Классов, знает не одно поколение выпускников, не один переполненный зал зрителей и не одна актерская труппа, в которую осенью перевоплощается каждый класс Бизнес-школы. Уже 36 лет каждую осень происходит событие, не оставляющее равнодушным ни одного настоящего или бывшего взмаховца.
Под скромным названием «Представление Классов» скрывается грандиозный театральный фестиваль, в рамках которого на сцене оказывается каждый слушатель старшей школы, а также многие преподаватели и выпускники. Поверьте, это не имеет ничего общего со школьной самодеятельностью. Выступление каждого класса — это спектакль, созданный самими ребятами под чутким руководством взмаховских режиссёров, предельно искреннее и зачастую по-настоящему талантливое действо, которое надолго остается в памяти.
Яркие и динамичные, глубокие и философские, оригинальные и переосмысленные… Не похожие друг на друга постановки уже много лет впечатляют взмаховскую общественность! Монологи на животрепещущие темы, мини-капустники, отражающие характер класса, экспериментальные перфомансы или же классические постановки… Каждую постановку с невероятным азартом придумывают, упорно репетируют, и до последнего момента с трепетом хранят в секрете от других классов.
Да-да, каждую осень на несколько недель бизнес-школьники превращаются в артистов, режиссеров, постановщиков, художников, генераторов идей... “Взмах” кипит энергией: между лекциями, после долгих пар, порой до самого позднего вечера ребята что-то увлеченно обсуждают, обдумывают, а потом и репетируют... Кто-то трудится над декорациями, кто-то подыскивает костюмы, кто-то штудирует произведение, фрагменты которого легли в основу постановки, а кто-то сходу вживается в выбранный образ — как будто ждал этого всю свою жизнь... О, здесь ни у кого нет шансов остаться в стороне — творческая команда каждого класса выкладывается на полную, так, чтобы сам Станиславский восхищённо воскликнул: «Верю»!
О некоторых постановках помнят десятилетиями - и не зря. Многие наши выпускники, выходившие на сцену еще совсем юными бизнес-школьниками, уже сами стали родителями, но все еще с особым удовольствием приходят посмотреть - что же приготовило новое поколение взмаховцев. И каждый год наши неутомимые лицедеи показывают что-то совершенно особенное, необычное, нетривиальное, а главное — раскрывающее дух и характер класса с совершенно неожиданной стороны!
Бывает, что, заразившись этой творческой лихорадкой, ребята уже не могут представить свою жизнь без театра. Среди наших выпускников есть и актеры, и режиссеры, и театроведы. Но, главное, что даже те, кто никогда не свяжет свою жизнь с творческой профессией, получают бесценный опыт творческих мук, изнуряющих репетиций, волнения, от которого пропадает голос и дрожат колени, и опьяняющего чувства победы, когда все задуманное осуществляется, зал рукоплещет, а строгие учителя утирают слезы. Учатся, благодаря театру, пропускать через свое сердце чужую боль, отчаяние, любовь и счастье!
Наши преподаватели Каждая история о преподавателе Бизнес-школы — рассказ о, уж извините, настоящем герое нашего времени! Нет, эти люди не уникальны, хотя все они блестяще образованы, умны, обязательны. Таких, как они, немало в современной России.
Все они разные, разное любят, думают по-разному, разному учат — по-разному оценивают современные реалии, часто не сходятся во мнениях по самым разным вопросам. Объединяет же их несомненная самодостаточность — именно то, что они позволяют себе быть самими собой. Не подстраиваясь под модные тренды, политические течения и жизненные обстоятельства.
Они такие, какие есть. И такими они входят во взрослую реальность, в жизнь друг друга и своих учеников. Они не учат их повторять за собой. Они создают вокруг себя то самое многоголосие, из которого каждый из нас — и юный, и взрослый — может черпать то, что важно именно для него.
Именно ими богата школа. Именно их мы ищем, чуть не ежедневно проводя собеседования, с ними вместе растем, прокладываем новые пути. С ними спорим. Ими гордимся!
Наши гости Мы очень любим приглашать в гости известных людей, лидеров мнений, собственников бизнеса и успешных специалистов самых разных профессий. Для наших слушателей это удивительная возможность лично встретиться и пообщаться с выдающимися людьми — от космонавтов и актёров до учёных и вузовских профессоров. Из первых уст услышать увлекательные истории успеха, получить профессиональные рекомендации, разобраться в тонкостях самых разных специальностей, а, значит, максимально осознанно подойти к выбору своего жизненного пути.
Как поступить во “Взмах” Старшая школа «Взмах» — очень непростое учебное заведение. Неслучайно оно называется «Бизнес-школа». Конечно, учиться у нас могут не только будущие бизнесмены, но и яркие гуманитарии, математики, биологи, химики даже будущие литераторы или артисты. Не так важно, кем хочет стать наш абитуриент, важно, чтобы он серьезно задумывался о своем будущем, действительно хотел получить отличное образование и был готов упорно работать для того, чтобы его мечта осуществилась.
Конечно, не каждый тринадцати-пятнадцатилетний подросток серьезно задумывается о своем будущем. И готов ли он к обучению в серьезной школе, тоже не всегда знает наверняка. Вот для того, чтобы определиться с этими непростыми вопросами во «Взмахе» создан Абитур-курс. Что это такое?
Это уникальная возможность познакомиться с нашей школой, с новыми учителями и соучениками, с новым форматом обучения максимально близко! Это своеобразная разведка, демоверсия будущего учебного процесса, способ проверить, подходит ли он для вас, и… насколько вы способны вписаться в образование по-взмаховски!
Абитур-курс - это несколько недель интенсивных занятий, дающих уникальную возможность прокачки всех своих интеллектуальных и личностных качеств.
В программе:
1. Математика, Логика, ТРИЗ — начинаем мыслить ясно и креативно.
2. Английский, Экономика — изучаем главные бизнес-предметы.
3. История и литература — расширяем словарный запас и становимся интересным собеседником.
4. Игротренинг — помогаем чувствовать себя свободно и непринужденно при любых обстоятельствах.
5. Деловые игры, позволяющие каждому найти занятие по душе и проявить свой талант.
6. Аукцион, на котором участники Абитур-курса смогут обменять заработанные на уроках баллы на интересные и полезные лоты. Например, дополнительный кофе-брейк во время занятий, беседа с полюбившимся преподавателем после уроков, или мультипликатор, который, в случае поступления в школу, увеличит на определенный процент рейтинговый счет абитуриента в нашей экономической системе.
7. Театральный тренинг, ведь без театра «Взмах» не был бы «Взмахом»!
А также:
- играем в деловые и компьютерные экономические игры - такие, как МЭКОМ, FOREX;
- знакомимся с законодательством Республики «Взмах», чтобы приобрести опыт изучения законов небольшого государства;
- познаем тонкости взмаховской жизни, и встречаемся с сообществом взмаховских граждан, среди которых можете оказаться и вы.
Отзывы Если у вас остались вопросы, мы с удовольствием ответим на них по телефону!
+7 (812) 703-41-90
Как поступить?
Наши слушатели начинают сдавать экзамены ещё в начальной школе. Мы стараемся сделать так, чтобы экзамены не были стрессом для учеников, но, чтобы ребята понимали: к учебе нужно относиться серьезно, не получится пропустить какую-нибудь тему, и забыть, радуясь, что повезло – за весь изученный материал нужно будет отчитаться.
Кроме того, умение самостоятельно систематизировать весь изученный материал, разложить его в голове, по «полочкам», подготовить связный ответ – не только с формулами и теоремами, но и с выводами и доказательствами – если это материал; не только с перечислением исторических фактов, если это история, но и с анализом их предпосылок и последствий, с изложением причин и следствий, с демонстрацией описываемого на исторической карте.
.jpg)
Как правило старшеклассники сдают в сессию 4 экзамена. Всегда – математика, чаще всего – геометрия и английский. Обязательно гуманитарный предмет – история, обществознание, экономика. Любим сдавать предметы естественно-научного цикла – биологию, химию, географию. В 7-х и 9-х классах, как правило, русский язык или комбинированный экзамен – русский и литература.
Кстати, любим мы комбинировать и историю с географией. Считаем, что эти два предмета невозможны друг без друга.
Помимо экзамена, в сессию случаются и зачеты, контрольные работы, экзамены Open-book многие другие формы аттестации.
Конечно, ребята волнуются перед экзаменами, но важно то, что они ни в коем случае не воспринимают сессию как мероприятие, направленное на то, чтобы уличить их в незнании. Ребята быстро научаются готовиться как настоящие студенты и относиться к сессии как к мероприятию, на котором можно продемонстрировать свои знания, блеснуть или «доуложить» в голове все, что по каким-то причинам осталось не ясным. Частенько, когда экзамен заканчивается, можно услышать от ребят такую обратную связь: «Здорово! Наконец-то я полностью уверен, что качественно освоил материал».

текст рыба текст рыба Конечно, они точно должны быть людьми образованными, с широчайшим кругозором, творческими, увлекающимися. Людьми, которые умеют любить детей, не строжить зря, но и не баловать. Людьми, которые умеют постоянно самосовершенствоваться, но оставаться собой. Все они разные, разное любят, думают по-разному, разное считают главным для себя. Они по-разному оценивают современные реалии и часто не сходятся во мнениях по самым разным вопросам. Они такие, какие есть. И такими они входят во взмаховскую реальность, в жизнь друг друга и своих учеников. Они не учат их повторять за собой. Они создают вокруг себя то самое многоголосие, из которого каждый из нас — и юный, и взрослый — может черпать то, что важно именно для него. Именно ими богата школа. Именно их мы ищем, с ними вместе растем, меняемся, прокладываем новые пути. С ними спорим. Ими гордимся!
текст рыба текст рыба Конечно, они точно должны быть людьми образованными, с широчайшим кругозором, творческими, увлекающимися. Людьми, которые умеют любить детей, не строжить зря, но и не баловать. Людьми, которые умеют постоянно самосовершенствоваться, но оставаться собой. Все они разные, разное любят, думают по-разному, разное считают главным для себя. Они по-разному оценивают современные реалии и часто не сходятся во мнениях по самым разным вопросам. Они такие, какие есть. И такими они входят во взмаховскую реальность, в жизнь друг друга и своих учеников. Они не учат их повторять за собой. Они создают вокруг себя то самое многоголосие, из которого каждый из нас — и юный, и взрослый — может черпать то, что важно именно для него. Именно ими богата школа. Именно их мы ищем, с ними вместе растем, меняемся, прокладываем новые пути. С ними спорим. Ими гордимся!
текст рыба текст рыба Конечно, они точно должны быть людьми образованными, с широчайшим кругозором, творческими, увлекающимися. Людьми, которые умеют любить детей, не строжить зря, но и не баловать. Людьми, которые умеют постоянно самосовершенствоваться, но оставаться собой. Все они разные, разное любят, думают по-разному, разное считают главным для себя. Они по-разному оценивают современные реалии и часто не сходятся во мнениях по самым разным вопросам. Они такие, какие есть. И такими они входят во взмаховскую реальность, в жизнь друг друга и своих учеников. Они не учат их повторять за собой. Они создают вокруг себя то самое многоголосие, из которого каждый из нас — и юный, и взрослый — может черпать то, что важно именно для него. Именно ими богата школа. Именно их мы ищем, с ними вместе растем, меняемся, прокладываем новые пути. С ними спорим. Ими гордимся!
Гость январского Литературного интенсива-2025 Павел Михайлов — победитель театральной премии Прорыв-2015, обладатель «Золотой маски»-2015 за спектакль «Жизнь за царя» режиссера Джулиано Ди Капуа.

С 2012 по 2016 г — куратор культурных проектов Фонда создания музея Иосифа Бродского. В 2019 году организовал драматургическую резиденцию «Любимовка. Пауза». Читать стихи наизусть можно без ошибок, можно — до мурашек проникновенно, а можно так, что ваше выступление будет обсуждаться еще много дней. Именно такой мастер читал для нас со сцены Конгресс-холла строки Маяковского и Есенина так, что вся бизнес-школьная аудитория, не отрываясь внимала ему почти час и следила за каждым жестом! Несколько фрагментов из интервью с Павлом Михайловым:
«Как и почему вы решили стать актером?»
Павел: В Норильске мама, чтобы я не болтался вечером по улицам, отвела меня в театральный кружок, а немного позднее я стал выигрывать поэтические конкурсы, читая стихи. И где-то в 11-м классе понял, что мне надо быть актером. Я поступил в Университет Профсоюзов в Санкт-Петербурге на специальность «режиссура театра и кино», курс З.Я. Корогодского.
«Раскройте секрет, как поступить в театральный?»
Павел: Меня взяли в Университет Профсоюзов на платное отделение. Послушали и приняли. Я вообще тогда был ноль. То есть, если бы я тогда поступал, как все, в ГИТИС или МХАТ — я бы никогда не поступил. Только на третьем курсе я начал понимать, что такое театральное мастерство. А вообще, чтобы поступить в театральный, надо этого очень сильно хотеть. Надо учить стихи, надо много читать вслух, надо постоянно что-то петь, нужно уметь импровизировать. И если в первый раз не поступил — не бросать, готовиться и снова, и снова поступать!
«Как удерживать внимание аудитории во время конференции? Когда волнение неизбежно, особенно, когда ты выступаешь на английском языке? Как удерживать внимание со сложным текстом в течение 20 минут и более?»
Павел: Чтобы не волноваться, надо очень четко понимать, что ты говоришь. Нужно доносить людям смысл своих слов и постоянно проверять, поняли тебя или нет. Главное, чтобы текст не был скучным для тебя самого. Материалом нужно гореть. И поделюсь актерским лайфхаком! Не нужно пить воду. Если пересохло во рту, нужно слегка покусать кончик языка — это вас взбодрит и приведет в тонус.
«Ваше любимое поэтическое произведение?»
Павел: Бродский «Натюрморт». Это мое любимое стихотворение, я его всегда читаю.
«Добрый день! Очень хочется после такого замечательного выпускного вечера написать несколько слов лично от себя. Мы пришли во „Взмах“ год назад. Благодаря уникальному предложению Бизнес Школы, у моей дочери появилась возможность обучаться на специальном курсе „Новое поколение“. Спасибо вам за этот шанс, спасибо, что поверили в Дашу! Моя девочка счастлива, потому что именно во „Взмахе“ она нашла то, что искала — высокий уровень обучения, добрых наставников в лице преподавателей, новых друзей, активную школьную жизнь, свободу выбора и отношение к себе, как к личности. Вы творите чудеса, помогая ребёнку поверить в себя. Огромное вам материнское спасибо!»
«Вы прекрасные! Все до одного. Спасибо вам за потрясающие эмоции. Когда я показывала своим друзьям оформление классов, они спрашивали: «Школа художественная?» Если бы они видели то, что вы делаете на представлении классов, они бы точно решили бы, что она театральная. Будучи на Представлении классов впервые, я была приятно удивлена, потому что ожидала увидеть очередную детскую самодеятельность, а увидела невероятно сложные и прекрасные спектакли. Вы проделали колоссальную работу и показали фантастический результат! Спасибо!»
«Школа отличная! Со своей философией, харизмой, со своими смыслами. Педагогический костяк очень стабилен. За 10 лет, которые мои дети здесь учатся, потеряли из стареньких, может, человека три. А несколько преподавателей сходили куда-то, или съездили, и вернулись. И это, по-моему, о многом говорит.
За наши десять лет бывало всякое. И огорчения (детские) и счастье безмерное. Бывает и так, что я с чем-то не согласен. Но заметьте, по прошествии времени, как правило, понимаю, что был субъективен.
Главное же состоит в том, что школа наша (!) живая. И с годами хоть и меняется, но не засыпает и не погружается в рутину.»
Благодарю от всего сердца «Взмах» и наших педагогов за школьные годы! У меня дочка недавно закончила школу, и могу сказать, что за это время мы очень много приобрели.
Во-первых, подход к образовательному процессу очень творческий, дочка с удовольствием ходила у нас в школу. А во-вторых, чего только стоят высокие места на олимпиадах, причём в разных областях – и гуманитарных, и языковых и даже в экономике. При этом в школе у нас были не самые отличные оценки. А вот в вузе – пока не одной четвёрки в зачётке! Глядишь, красный диплом получит!
Причём, язык и экономику, дочка говорит, «вытягивает» только на школьных знаниях! Мы очень благодарны нашим замечательным учителям! Без вас у нас бы не было бы таких успехов! Спасибо вам!»
«Побывала на «Представлении классов» - получила море удовольствия, эмоций! Спасибо вам, новое поколение «Взмаха»! Спасибо и тем, кто был на сцене, и педагогам, которые помогли вам создать такие замечательные истории. С каждым новым классом ловила себя на мысли, ну неужели «Взмах» отбирает по внешнему виду?!
Вы такие красивые, когда творите…давно известная истина. Но так приятно её лицезреть каждый раз. Человек преображается, и влюбляешься в каждого!»
«Хотела бы выразить огромную благодарность всему коллективу и администрации за высокий профессионализм и чуткое отношение к учащимся. Обучение действительно построено в форме диалога учителя и ребёнка. Ребёнок может высказать своё мнение, задать уточняющие вопросы. Учителя с уважением относятся к личности ученика, строят работу на уроке с учётом всех его особенностей.
Очень хочется отметить педагогов, формирующих у детей интерес к обучению и особую систему обучения. Огромное спасибо за атмосферу. Очень важно видеть довольного ребёнка, преисполненного желанием приходить и учиться. Нам, родителям очень важно видеть, как ребёнок с удовольствием посещает школу.
Хотим выразить благодарность за труд, терпение, неподдельную любовь к профессии учителя и искреннее отношение к нашему ребёнку. Это удивительная школа!»
«Совсем недавно выпустилась дочь из этой школы. Было много всего у нас здесь, конечно и неудачи случались. Но я хочу сказать огромное спасибо нашим терпеливым педагогам за то, что с большой любовью относятся к детям, и что помогли нашей дочери преодолевать все препятствия.
Сейчас мы уже поступили в СПбГУ, дочь по связям с общественностью пошла учиться. Очень благодарны школе за хорошее воспитание и креативный подход к учёбе!»
«Огромное спасибо учителям и администрации школы за организацию учебного процесса и проведение экзаменов в сложных условиях на высочайшем профессиональном уровне!
Наши дети точно ничего не потеряли в плане получения знаний, только очень не хватает личного общения с преподавателями и с друзьями. Но, надеемся, всё к осени вернётся к привычному формату.
Всем удачи, сил и здоровья!»
«Моя старшая дочь училась в школе с английским уклоном. Обычной. Но она практически не училась. Болела. Я понимала, что надо поменять среду. Окончательное решение созрело после Машиной поездки в Швецию, где она месяц учила английский. Она приехала и сказала важную фразу: нас называли на Вы и верили в каждого! У неё были заметные успехи, и она была лучшей в своей группе.
Так я поняла, какую школу искать: с индивидуальным подходом, а значит частную. Школу, в которой уважают детей, в которой умеют раскрыть способности и видеть потенциал ребёнка. А на это способны не все учителя. В Петербурге не так много частных школ. Я выписала все названия и стала знакомиться с создателями, читать про директоров. Потому что считаю, что это главный вдохновитель и двигатель в школе. Интервью Елены Юрьевны меня задело. Она писала, что оставила плюсы обычной школы и убрала минусы. Это шедеврально! Я считаю так и надо делать любое дело.
Я на 99% приняла решение. И мы поехали в школу. Я влюбилась с первого взгляда во всё: и в кафе, в котором не пахло школьной столовой, и в женщину, которая пересаживала цветы. Цена для нас была серьёзной. Но я понимала, за что мы платим и были готовы. Маша училась здесь с 9 по 11 класс. Учёбу подтянули, болела один раз за три года, дружба у взмаховцев крепкая. Марк подрос и пошёл в колледж. Выбор школы доя младшего был для нас очевиден.
Наши дети — личности с рождения, которых не „тюкают“ родители, а любят и развивают, вкладывая силы, время и деньги. Понять, принять и помочь без давления — важно для родителей наших детей. Отсюда дети с развитыми коммуникативными навыками и интересом к учёбе.
Изначально, я обратила внимание, что во „Взмахе“ круто быть умным и хорошо учиться. Я рада, что Марк стремится к повышению образования, что он гордится своими успехами и видит поддержку педагогов и веру в него.
Для Марка очень важна дружба, и я рада, что мальчики в классе дружат между собой.»
Наша старшая школа не даром позиционирует себя, как бизнес-школа. У нас очень серьезное внимание уделяется изучению экономики. В расписании есть предмет экономика, который изучают все слушатели, а кроме этого наши ребята играют в экономические игры, строят экономические модели общества, разбирают с преподавателями интересующие их сложные вопросы. И результат не заставляет себя долго ждать. Наши ученики показывают хорошие результаты на районных и городских олимпиадах. Убедитесь сами:

Уже в 9 классе стал победителем районного и призером регионального тура олимпиады по экономике, а также — призером олимпиад по экономике СПБГУ и лучшего экономического вуза России — РЭШ (Российская экономическая школа).
Более того, показав высокий результат на индивидуальном этапе IX Всероссийского Открытого чемпионата школ по экономике в Москве, Кирилл вошел в состав «Золотого фонда экономистов России».
В 10 классе (2020 год) Кирилл стал призером городского этапа олимпиады по экономике.

Становится призером олимпиады «Твое призвание финансист» по экономике Московского Финансового Университета.
Участник командного и индивидуального тура IX Открытого чемпионата школ по экономике в Москве.

Призер районной олимпиады «Основы предпринимательских знаний».
Участник командного и индивидуального тура IX Открытого чемпионата школ по экономике в Москве.

Призер олимпиады по экономике СПбГУ. Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады по экономике 2019.
Призер районной олимпиады «Основы предпринимательских знаний» 2019.

Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады по экономике 2019.
В 2019 году вошел в состав команды Санкт-Петербурга для участия во Всероссийской олимпиаде по экономике.

Призер регионального этапа Всероссийской олимпиады по экономике 2019.
В 2019 году вошел в состав команды Санкт-Петербурга для участия во Всероссийской олимпиаде по экономике.
Поскольку нередко наши ученики планируют обучаться после школы на английском языке, мы уделяем внимание не только изучению грамматических и разговорных аспектов, но и формированию навыков академической работы на языке.
Так, начиная уже с 5 класса, наши слушатели обучаются созданию рефератов на английском языке. У каждого ученика появляется свой куратор, который помогает ребенку досконально разобраться в интересующей его теме, чтобы слушатель смог уверенно защитить реферат перед комиссией. Темы могут быть совершенно разными: спорт, научные, исторические или социальные вопросы, проблемы подростков…

Очень серьезно мы относимся и к подготовке наших слушателей к ЕГЭ по английскому языку. Ребята, которые планируют сдавать ЕГЭ выделяются в отдельную группу, и начиная с 8 класса занимаются дополнительно подготовкой к экзамену, по всем аспектам предстоящего испытания. Результат на который мы ориентируем наших слушателей 90+ достигают около 30–40 процентов всех сдающих этот экзамен. Средний балл выпускных классов за ЕГЭ варьирует в районе 80%. Мы гордимся нашими учениками, которые показывают высокие результаты на языковых олимпиадах, в которых мы ежегодно участвуем и нередко побеждаем.
Так наша ученица Алиса Притыкина стала одной из победителей… и вошла в число призеров заключительного этапа XX Всероссийской олимпиады по английскому языку, что дало ей право на поступление в любой российский вуз без вступительных экзаменов на направления, соответствующие профилю олимпиады. Каждый год наши старшеклассники сдают кембриджские экзамены, включая самые серьезные английские экзамены для старшей школы — FCE и CAE, подтверждающие владение языком на уровне, необходимом для обучения на английском языке за рубежом.

А часть наших выпускников, которые предполагают продолжить образования за рубежом, сдают даже международный экзамен IELTS, в ходе которого проверяется не только владение языком как таковым, но и способность использовать английский для анализа статистических данных, составления отчетов, решения экономических и математических задач, других образовательных задач. Результаты этого экзамена принимаются в качестве подтверждения языковой подготовки для обучения в лучших учебных заведениях США, Великобритании и других англоязычных стран.
Итак, Давайте разберемся, как устроена модель экономической системы школы «Взмах», и что обозначают некоторые специальные термины. Важно, что экономическая модель в школе появилась с первого года ее существования, и придумывали и разрабатывали ее сами ученики
В школе «Взмах» действует свое собственное законодательство, то есть школа является как бы маленьким обособленным государством со своими законами, экономикой, населением, налоговой системой, которое управляется людьми, избранными в «Совет школы».

В школе работает самый настоящий банк, который ведет счета юридических и физических лиц, занимается подсчетом «дельты», есть предприятия по организации Чемпионата по деловым играм, Пиар, Организация праздников, Организация тренировок по фризби для учеников начальной школы… Только одних многотиражных газет несколько наименований!
Физическими лицами являются все слушатели с 7 по 11 класс.
У каждого физического лица, слушателя школы, есть свой рейтинговый счет, он является индикатором успешности его жизни в школе. Чем больше ты работаешь, чем лучше учишься и чем меньше опаздываешь, тем больше твой счет. В течение месяца на него поступают все начисления, как за профессиональную деятельность (работа в предприятии, рекламные выезды, деловые игры), так и за академическую успеваемость. С этого же счета снимаются все штрафы (за «сменку», за несданный зачет…).

Юридическими лицами являются ООО (общества с ограниченной ответственностью), ОАО (открытые акционерные общества). Каждый ученик в школе может открыть свое ООО или ОАО Дельта — это совокупный показатель академической успеваемости и профессиональной успешности слушателя.
Об экономической модели школы можно говорить, но главное: уже сейчас слушатели БШ могут попробовать свои силы буквально во всем. Они могут являться и организаторами бизнеса, и наемными рабочими, специалистами различных направлений — бухгалтерами, осуществляющими реальные проводки, маркетологами, брендмейкерами, журналистами или юристами, политическими деятелями. И эта возможность то, что позволит им гораздо более осознанно выбрать будущую профессию. Это — опыт, это — умение, это — начало определения во взрослой жизни.
С дополнительной информацией можно ознакомиться по ссылке
Для экономического обучения серьезных людей уже много лет используется интересный метод — деловые игры. Этот подход дает возможность полного погружения в условия реальной экономики, позволяя участникам получить не только сухие теоретические знания, но и опыт, навыки практического решения возникающих задач. В школе «Взмах» разработаны поистине уникальные деловые игры, для которых не существует аналогов. Они воплотили в себе лучшие качества данного метода обучения. В чем же особенность наших Деловых Игр? В первую очередь, они созданы нами -преподавателями и ребятами — для нас самих.

Наши Деловые Игры пластичны, они изменяются в зависимости от сегодняшней экономической ситуации. Вспомним историю школы:

Что же такое, деловая игра во Взмахе? Структура и организация игрового процесса, в который вовлекаются участники, крайне сложна. На площадке — реалии серьезного рынка! Регистрационные и патентная палаты, банк, налоговая инспекция, акции, биржа труда. Каждый участник, так же как и в реальном рынке, одновременно, и производитель и потребитель. Каждый — и конкурент и возможный партнер. Так же как и в жизни реальной, здесь, в одиночку невозможно достичь успеха.

Необходимо сформировать команду, определиться с партнерами, одновременно, и разрабатывать свой товар, и производить, и продвигать! Контролировать рыночную ситуацию, понимать чем заняты и насколько успешны ближайшие конкуренты, решать множество неожиданно возникающих проблем. Государственные инстанции, единомышленники, конкуренты… Возможность формировать стратегию, если надо, рискнуть, выиграть или проиграть. Здесь, как и в реальной жизни, как в настоящей экономике, нет единого правильного сценария. Каждый несет ответственность за собственные действия или бездействие, каждый формирует свою судьбу на игровой площадке!

Самая любимая и самая новаторская наша разработка — это игра «Регионы», которая моделирует макроэкономические процессы. В ходе этой игры участникам приходится решать не только экономические вопросы, но и заниматься проблемами политического устройства своего региона. Не забывать и о других важных аспектах, таких, на пример, как экология! Как и в жизни реальной, она влияет на все сферы жизнедеятельности региона. А значит, и на результат каждой команды! Причем, поддерживать своими средствами, часто приходится не только свой собственный регион, но и регионы — соседи.

Экологический кризис в соседнем регионе, может загубить даже самые успешные твои начинания! В «Регионах» приходится думать не только о том, что и как произвести. Здесь важно и грамотно разместить свое предприятие, и позаботиться о добыче и транспортировке сырья, и о лицензировании и патентовании, и о новых технологиях… Сложные многоходовые процессы заставляют много думать, моделировать, просчитывать… Однако, для победы, важно и активно взаимодействовать с соседями, и грамотно инвестировать и банально, везде успевать! В регионах побеждают умные, смелые, коммуникабельные и быстрые! Совсем как и в реальном бизнесе! Именно игра Регионы стала базовой игрой Открытого Чемпионата России по деловым играм, который, вот уже более 15ти лет, ежегодно, проводит наша школа

текст рыба текст рыба Конечно, они точно должны быть людьми образованными, с широчайшим кругозором, творческими, увлекающимися. Людьми, которые умеют любить детей, не строжить зря, но и не баловать. Людьми, которые умеют постоянно самосовершенствоваться, но оставаться собой. Все они разные, разное любят, думают по-разному, разное считают главным для себя. Они по-разному оценивают современные реалии и часто не сходятся во мнениях по самым разным вопросам. Они такие, какие есть. И такими они входят во взмаховскую реальность, в жизнь друг друга и своих учеников. Они не учат их повторять за собой. Они создают вокруг себя то самое многоголосие, из которого каждый из нас — и юный, и взрослый — может черпать то, что важно именно для него. Именно ими богата школа. Именно их мы ищем, с ними вместе растем, меняемся, прокладываем новые пути. С ними спорим. Ими гордимся!
текст рыба текст рыба Конечно, они точно должны быть людьми образованными, с широчайшим кругозором, творческими, увлекающимися. Людьми, которые умеют любить детей, не строжить зря, но и не баловать. Людьми, которые умеют постоянно самосовершенствоваться, но оставаться собой. Все они разные, разное любят, думают по-разному, разное считают главным для себя. Они по-разному оценивают современные реалии и часто не сходятся во мнениях по самым разным вопросам. Они такие, какие есть. И такими они входят во взмаховскую реальность, в жизнь друг друга и своих учеников. Они не учат их повторять за собой. Они создают вокруг себя то самое многоголосие, из которого каждый из нас — и юный, и взрослый — может черпать то, что важно именно для него. Именно ими богата школа. Именно их мы ищем, с ними вместе растем, меняемся, прокладываем новые пути. С ними спорим. Ими гордимся!
Одним из почетных гостей нашего Стартового интенсива-2024 стал космонавт Андрей Борисенко — лётчик-космонавт, член отряда космонавтов ФГБУ НИИ ЦПК, Герой России.

Андрей Иванович провёл в космосе 337 суток, совершив два полета, каждый длиной в полгода. Благодаря этой удивительной встрече, мечта пообщаться с настоящим космонавтом сбылась у многих — причем взрослые обитатели Бизнес-школы были также воодушевлены, как и ребята! Ну, а у учеников эта встреча вызвала бурю восторгов!
Лектора засыпали вопросами — и актуальными, и материальными, и фантастическими... Сколько зарабатывает космонавт? Какой вкус у космической еды? Есть ли у космонавтов суеверия? А как они чувствуют себя, вернувшись на землю? И правда ли, что на орбите время идет быстрее, чем на Земле? Наконец, верят ли настоящие космонавты в инопланетян? Гость с удовольствием общался с заинтересованной аудиторией!

Конечно, всех интересовал вопрос, какие предметы нужно сдавать, чтобы стать космонавтом. Как ответил Андрей Борисенко: «Вообще, могу сказать, что я сдавал больше 100 зачетов и экзаменов для того, чтобы стать профессиональным космонавтом. Если же говорить про школьные экзамены, то я сдавал физику, математику, литературу, историю, обществознание».
Прочитать полное интервью с нашим гостем можно по ссылке: https://vk.com/wall-920_24268
Еще одним значимым гостем нашего Стартового интенсива-2024 стал политолог Сергей Мирославович Маркедонов — человек, регалии которого можно перечислять очень долго: кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности, ведущий научный сотрудник Института международных исследований, главный редактор журнала «Международная аналитика», доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО.
Специалист по этнополитическим процессам, проблемам национализма и нациестроительства, конфликтам на постсоветском пространстве и европейской безопасности. Взмаховская аудитория слушала спикера с большим интересом! А по окончании выступления засыпала вопросами об особенностях профессиональной деятельности дипломата-аналитика, о его точке зрения на различные современные политические и экономические процессы.
Да, вопросов было много! И ребятам было очень приятно получить яркие, смелые, честные, нетривиальные ответы от столь солидного человека, к тому же подкрепленные историческими и политическими примерами из самых разных эпох!